Партнеры Живи добром

Вопреки всему. История любви Прасковьи Жемчуговой.


«Я питал к ней чувствования самые нежные.... Постыдную любовь изгнала из сердца любовь постоянная, чистосердечная, нежная...» (из письма графа Шереметева)

Правсковья Жемчугова.jpg

В жизни каждой женщины есть место для большой истории любви: со своими особенностями, сложностями и преградами. В жизни Прасковьи Жемчуговой, известной русской актрисы и певицы XV III века была своя история любви, не похожая на другие. История про Золушку, которая превратилась в Принцессу, в свое время получила широкую огласку. И даже через столько лет события прошлых веков могут повторяться и в наше время.

Прасковья Жемчугова родилась 31 июля 1768 года в семье обычного кузнеца Ивана Ковалева. Судьба была благосклонна к маленькой девочке, и в 6 лет, будучи крепостной графов Шереметевых, ее взяли на воспитание в подмосковную усадьбу Кусково. Здесь Прасковья получила хорошее музыкальное образование, освоила правила этикета и выучила два языка – французский и итальянский. Для своего времени семья Шереметевых была безумно богатой – они имели сотни тысяч крепостных, огромные территории земли и шикарные имения, а любимым развлечением для всей семьи был фамильный театр. Шереметев-младший лично отбирал самых талантливых девочек для своего театра, среди которых оказалась и Прасковья. Граф тщательно следил за своим театром, желая поднять его на более высокий, европейский уровень. Поэтому все актрисы театра получили новые «драгоценные» фамилии. Так, Ковалева стала Жемчуговой.

Ковалева-Жемчугова.jpg

Сложно однозначно сказать, когда именно Николай Шереметев влюбился в свою крепостную актрису, но только она смогла так пристально зацепить его внимание, удивить не только своим голосом и талантом, но и добротой, искренностью, человечностью. Он непритворно любил ее, дарил дорогие подарки и даже перестроил фамильный театр с лучшими декорациями. Мастерством Жемчуговой восхищались все. Ее голос и дар перевоплощаться в свою героиню в свое время удивили и императрицу Екатерину Великую, и императора Павла I. Но роман со своим «хозяином» ей не могли простить ни высший свет, ни крестьяне. Знатное общество не желало принять ее равной себе и называло «барскою канарейкой» (это прозвище было куда более позорным, чем любовница). А когда Николай решил жениться на своей любимой, все набросились на него. Ведь это было неслыханной дерзостью, чтобы обер-гофмаршал женился на своей крепостной! Но чувства были сильнее, чем оскорбительные письма родственников и всеобщее мнение. Николай Шереметев не оставил своего намерения жениться даже после отказа императора Павла I на неравный брак.

Жемчугова и Шереметьев.jpg

Спустя некоторое время слабое здоровье Прасковьи Жемчуговой уже не позволяло ей выступать на любимой сцене. Обострившийся туберкулез отобрал у нее самое желанное и любимое занятие. Николай всячески ухаживал за своей любимой и даже не думал бросать ее, чем больше и больше вызывал недоумение в узких кругах светского общества. В 1798 году Николай избавил от крепостничества Прасковью и всю ее семью, подарив при этом огромную на то время сумму – 50 тысяч рублей. 6 ноября 1801 года с разрешения императора Александра I пара наконец-то обвенчалась (также существует версия, что, не дождавшись царского разрешения, Шереметев получил благословение на брак у митрополита Платона). Счастливые молодожены прожили в законном браке два года. 3 февраля 1803 года Прасковья родила наследника Дмитрия. Но подорванное здоровье и тяжелые роды не дали ей насладиться жизнью счастливой матери – Прасковья Жемчугова умерла через три недели после родов. Николай Шереметев тяжело переносил смерть любимой, но сдержал данное ей обещание. Он добился императорского признания своего сына Дмитрия как законного наследника, которому перешло все наследство Шереметевых.

Перед смертью Прасковья завещала мужу заботиться о бедных и нуждающихся, помогать им. И Шереметев тщательно соблюдал данное завещание. Странноприимный дом, ныне институт скорой помощи им.Склифосовского, стал самым крупным его проектом, где по его задумке бесплатно лечились нищие и калеки, ведь устав гласил: "Оказывать помощь бедным и убогим, не спрашивая роду и племени". Сам Николай Шереметев пережил свою любимую на шесть лет и был погребен вместе со своей Прасковьей в Петербурге, в Александро-Невской Лавре.

Эта история навсегда останется примером чистой, настоящей, искренней любви, которой не страшны общественное мнение и законы общества.


Римма Бадыкшанова




 

Рекомендуем

Кино. Blick’15. Изабелла Штевер «Гизела»
Казанский собор – символ русской мощи и зодчества
Начинается царство кино
Фестиваль "Пространство режиссуры." Второй день
Потребляю – значит, существую. О дивный Новый мир
Сара Джессика Паркер: преодолевая заурядность
Ясный взгляд. Все средства хороши
У меня есть сердце, а у сердца - песня...
Мастер «интимного пейзажа» – Василий Поленов
Семен Гудзенко. Поэт из «далекой провинции Войны»