Партнеры Живи добром

Муса Джалиль. Не умереть после смерти

 

Всё что-то пишутпишут лыжи
На снегу
Бездельник ворон примостился
На суку
Берёза синюю отбрасывает
Тень
И я бездельничаю тоже
В этот день
(За строкой летит строка МДжалиль)

Муса Джалиль. Тёмноволосый мужчина. Искренняя улыбка. Решительный и несгибаемый человек. Каково и положено быть герою. Однако храбрецам не достаются роскошные средневековые замки и прекраснейшие женщины мира. Вовсе нет. Они не успевают получить свои заслуженные кровью трофеи. Удел настоящего героя — чудовищная смерть за родину в расцвете лет. Глава о Мусе Джалиле в литературном школьном учебнике выглядела бы примерно так: великий татарский поэт родился пятнадцатого февраля 1906 года в деревне Мустафино под Оренбургом. Учился в мусульманском учебном заведении «Хусаиния», а позже — в Московском государственном университете. 

Вступил в ряды комсомольцев. Участвовал в Великой Отечественной войне, попал в плен во время Любанской операции советских войск. Был казнён на гильотине в 1944 году немцами. Известен циклом стихов «Моабитская тетрадь». Посмертно награждён Ленинской премией, герой Советского Союза. Но эти страницы биографии очень скудны, сухи, невыразительны. Вырисовываются образы патриота, прилежного ученика, героя войны, комсомольца. Конечно, это уже не мало. Однако человека, обычного человека, за вереницей изящных эпитетов просто не видно.

Муса Джалиль

Каким был Джалиль? Характер, склонности, жизненная позиция? Как можно описать один день из его жизни?

Утро Мусы начиналось с зарядки. Врожденная любовь к спорту. В квартире Джалиля хранились двухпудовые гантели, которые и помогали ему поддерживать в тонусе свое тело. Он достаточно долго упражнялся. Радовался, как ребенок, своей выносливости и ловкости. Вечером Муса обычно катался на лыжах в одной майке. Муса, «кровь с молоком», настоящий силач, тем не менее, очень часто болел. Стоило Джалилю простудиться, как он тут же ложился в кровать, укрывался теплым одеялом и представлял свое «лечение»: горячий крепкий чай, вкусное малиновое варенье, постельный режим... Простое человеческое счастье. После завтрака торопился на работу.  Он занимал должность председателя Правления Союза писателей Татарии.  Муса Джалиль всегда ходил пешком: однажды по рассеянности забыл в общественном транспорте переведенный клавир «Севильского цирюльника». После этого случая Муса расстроился и больше в троллейбусы не садился.

Муса Джалиль

Не все работники пера из Союза писателей Татарии вели активный образ жизни. А утром и вовсе были бездеятельными и медленными. Наслаждались тишиной. Но только до прихода Джалиля. Как только Муса приходил, его громкий и весёлый голос сразу же разносился по всем кабинетам. Тишина исчезала. И вот тогда писатели вспоминали школьные уроки физической культуры: они бежали к Мусе, чтобы тот решил очередной вопрос. Джалиль не стыдился резко критиковать своих друзей за плохо написанные тексты, за недостойные поступки. Он обладал кристальной честностью. Муса был трудолюбивым, деятельным, энергия била из него ключом: он с удовольствием писал рецензии для газет и журналов, редактировал книги. Работа сложная и серьезная, но Муса никогда не тяготился ею. Собственно, у поэта выработалась привычка трудиться в совершенно любых условиях: дома, на улице, во время беседы с людьми.

Муса Джалиль

Не зря Джалиль уделял много времени спортивной подготовке, укреплению собственного здоровья. Он практически не отдыхал. Вечером и ночью мужчина писал свои произведения. В его небольшой квартире черновики лежали на подоконнике, стульях и столах.

Особенно много доработок и изменений прошла опера «Алтынчеч» (помимо стихотворений Муса писал и либретто). Физически слабый человек не смог бы соблюдать подобный круглосуточный режим работы.

Вот в такой обстановке зародился талант Мусы Джалиля. Талант создавать душевные и правдивые строки. В одном из своих стихотворений Муса написал: «Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать...».



Анна Мареева


  


 

Рекомендуем

Harry Winston. Бриллиант без огранки
Виль Липатов. Неоправданно забытый
Медный всадник — страж Санкт-Петербурга
Лиля Брик: демоническая женщина в жизни Владимира Маяковского
"Крылья Яковлева" в музее Задорожного
Марина Влади. Сюжет для большого романа
Что скрывает «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»?
Август в ГПИБ
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»
Искушения Святого Антония в истории искусств