Апостол цвета — Леон Бакст
В здании Императорской Академии художеств в одном из её безликих и строгих помещений стоит невысокий худощавый молодой человек с рыжими волосами, ещё не достигший двадцати двух лет. Растерянный и разочарованный, он попеременно смотрит то на свою перечёркнутую крест-накрест картину, то на возмущенных до предела членов академического совета. Очевидно, про Серебряную медаль ему нужно забыть. И дело то не в том, что художник из него никудышный. Как раз наоборот, библейский сюжет оплакивания Девой Марией Христа выполнен с величайшей точностью и мастерством: измученная, ослеплённая слезами еврейская женщина склонилась над телом своего сына. Подобного национального акцента у важнейшей темы Христианства судьи одобрить не могли, и молодой человек вынужден был покинуть академию. Так начался творческий путь блистательного Леона Бакста, художника, чьё имя гремело по всему миру на переломе веков.
Трудолюбивый с детства, молодой человек привык добиваться цели. Заручившись поддержкой своего деда, он рисовал наперекор желанию отца. Ещё во время учебы Бакст подрабатывал, оформляя детские книги и исправляя портреты художника барона Бекендорфа. Затем в совершенстве овладел техникой акварели под началом Альберта Бенуа. Под его влиянием он вступил в объединение «Мир Искусства», видевшей единственный путь развития искусства в слиянии воедино музыки, слова, живописи и танца в театральных постановках. Тогда же Лев сменил свое настоящее имя — Лейб-Хаим Розенберг — на более звучное и чеканное. Параллельно со своим другом Сергеем Дягилевым Леон Бакст выпускал журнал, каждый номер которого сам по себе стал произведением искусства. Ещё во времена редактирования работ Бекендорфа портреты манили юного Бакста. Ему удавалось передать суть человека, его настроение и характер. Портреты стали его главным заработком в самые трудные моменты жизни.
Как и любого талантливого и любознательного человека, Бакста манила Европа. В 1891 году он отправляется в турне по Франции, Германии, Бельгии, Испании, Швейцарии и даже Северной Африке. Вернулся он с четкой целью попробовать себя в театре. Свой первый спектакль «Сердце маркизы» Бакст оформил в 1900 году в Эрмитажном театре. Он выполнил в едином ключе и декорации, и костюмы, и программку. После этого одна за другой выходят постановки в Мариинском и Александровском театрах. Бакс уже знаменит своими портретами, а новаторский подход к сценографии принёс его имени бессмертие. И случилось это после «Русских сезонов» Сергея Дягилева. «Шехерезада» и «Клеопатра» покорили Париж. В декорациях Бакст тонко интонировал дух и стиль показываемой эпохи. Всё имело огромный успех. Американские миллионеры буквально помешались на Баксте. Они просили его приехать в Америку, заказывали десятки портретов мистеров Морганов, Сорелов, Ротшильдов. Его расшитые костюмы привлекли не меньшее внимание. Они стали законодателями моды, известные кутюрье спешили заключать с Бакстом контракты на поставку эксклюзивных материй.
Впервые Бакст отправился в Америку в 1922 году к своим друзьям Джону и Алис Гаррет. Эта семейная чета восхищалась художником, они организовывали его выставки на континенте, занимались заказами и просто поддерживали в годы безденежья и болезней. Бакст был поражен штатами, американской свободой, размерами и скоростью развития страны. Там он прочитал самые знаменитые свои лекции о моде и дизайне. Художнику захотелось сделать американцев богаче духовно и привить им вкус. Деятельность Бакста была настолько успешна, что американцы заваливали его предложениями. Одним из таких было деловое партнерство с Артуром Селигом, который предложил создать новые рисунки для набивных тканей. Оба имели огромный успех.
Бакс не подходил тривиально к своей работе. Во-первых, он не считал зазорным расписывать ткань, как другие его современники. Его ткани струились, привлекали насыщенными, чистыми и свежими цветами, неожиданностью форм. Они вызывали восторг и жгущее желание обладать ими. Во-вторых, он изучал национальные традиции, обращался к культурным истокам, акцентировал внимание зрителя на древних традициях. Как когда-то в юности художник был одержим историей древней Греции, так и сейчас он стал одержим историей Америки. Для этого заказа Бакст изучил искусство индейцев и инков. Он обращался к археологам и историкам, посещал музеи и впитывал уникальный колорит страны. Такой подход раскрывал новые возможности и пути развития искусства в целом. К этому времени Баксту было уже 58 лет. Он всеми силами стремился завоевать Америку, много работал над заказными портретами, эскизами тканей, планировал будущие выставки и лекции. Нервное и физическое напряжение подорвало здоровье художника, и он скончался 27 декабря 1924 года от отёка легкого. Будучи невероятно добродушным, искренним и по-детски наивным, Леон Бакст объединил в себе вечное стремление человека к красоте, обращение к прошлому культурному наследию и в тоже время неустанный поиск новых истин.
Елена Дицкова
|
Рекомендуем |