Партнеры Живи добром

Что такое каллиграфия и с чем её едят?

 

Дословный перевод слова «каллиграфия» – красивое письмо. Отсюда и наиболее расхожее определение – искусство красиво писать. И пожалуй, главное слово здесь – искусство. Каллиграфия всегда была связана с некой элитарностью, даже когда служила вполне конкретным целям.

На Востоке, например, в Китае, каллиграфия считается традиционным видом искусства наравне с поэзией и живописью, а также служит формой медитации. В странах ислама каллиграфическое искусство и является практически единственным выразительным средством.

каллиграфия.jpeg

История каллиграфии неразрывно связана с историей письменности и эволюцией шрифтов. Письмо, как мы знаем, ведёт начало от простейших знаковых рисунков, проходя этап клинописи и иероглифов, чтобы, наконец, стать условным графическим изображением устной речи: собственно алфавитом.

Латинская, а впоследствии и общеевропейская письменность сформировалась на основе греческого и этрусского алфавитов. Интересно, что ещё до греков существовало два вида написания букв. Затейливый, почти орнаментальный вариант обычно украшал памятники и монументы, а в книгах и рукописях использовался более простой и понятный стиль.

Упрощению греческого алфавита способствовали римляне, а вот развитию шрифтов христианство. Необходимость переписывания Библии открыла новые возможности. С V века наиболее распространённым становится маюскульный или унциальный шрифт, особенность которого состоит в том, что заглавные буквы не соединяются между собой. Распространившись по всей Европе, этот шрифт, естественно, обзавелся многочисленными региональными вариациями и местными почерками.

Переворот происходит в VII веке и связан с правлением Карла Великого, который дал указ о создании единого шрифта. Были разработаны грамматические правила, закреплены определённые функции за большими и малыми буквами. Кроме того буквы стали писаться слитно. Этот шрифт получил название каролингского минускула, и основными его положениями мы пользуемся до сих пор.

каролингский минускул.jpg

Готический стиль, охвативший Европу с XI века, породил и готический шрифт. Ломаные, угловатые формы букв сменили унциальные, и существовали вплоть до эпохи Возрождения. Великого поэта Петрарку можно назвать первым каллиграфом, в современном смысле этого слова: именно он в своём увлечении письмом возродил классические доготические формы и назвал их антиквенными.

Казалось бы, изобретение печатного станка в начале XVI века должно было положить конец рукописным шрифтам. С одной стороны, так и случилось: на их основе были созданы гарнитуры для печатных шрифтов. Но именно потеряв свою утилитарную функцию, письмо стало развиваться лишь ради красоты, экспрессии и оригинальности, что и является основными признаками каллиграфии.

Каллиграфическим почерком писали письма, подписывали официальные документы, оформляли приглашения. В конце XIX века началась эра «печатной машинки», но в то же время произошло и новое возрождение каллиграфии.


Вильям Моррис и его объединение «Искусства и ремесла» призывали вернуться к довозрожденческим шрифтам. А Эдвард Джонстон, которого называют отцом современной каллиграфии, создал так называемый основной шрифт, база которого лежит в древнем унциальном шрифте. Он же является автором фундаментальных работ по истории письма и каллиграфии.

Основой каллиграфии в прошлом было созвучие ясности, изящества и красоты без потери читаемости и удобства. Сейчас можно наблюдать обратную ситуацию: в век технологий, когда чёткость достигается очень простыми методами, а аккуратность граничит со скукой, каллиграфия, возможно, теряет свою изначальную сущность. Это уже не искусство красивого письма, а искусство самовыражения с помощью письма.

Таким образом, сегодня каллиграфия стала самостоятельным видом искусства, своеобразной живописью. В произведениях современных художников-каллиграфов буквы могут сочетаться с экспрессивными абстрактными мазками, различными фактурами, создавая впечатление даже некой недоделанности. Прекрасным примером такого творчества являются работы современной французской художницы Софи Вербеек.

Софи Вербеек 2.jpg

Конечно, каллиграфия не теряет своей связи с дизайном. Наоборот, каллиграфические шрифты находятся сейчас на пике популярности. Ими пользуются при создании свадебных приглашений, логотипов. Можно вспомнить и популярный сейчас леттерниг на окнах или меловых досках в ресторанах, который тоже появился благодаря каллиграфии.

Идеальное соотношение искусства и дизайна, юмора и мастерства воплотилось в работах российского объединения художников «Заязык». Они создают картины и арт-постеры, а также принты для одежды и различных мелочей. И всё это на основе каллиграфических шрифтов.

Закончить хотелось бы цитатой известного немецкого каллиграфа Германа Цапфа: «Каллиграфия – это мирное и благородное искусство, удел хорошо образованных людей, работающих с полной отдачей и усердием: в штрихи и буквы мы вкладываем наши чувства и переживания, частицу самих себя».

 

 

Елизавета Воробьёва

 

 


 

Рекомендуем

Премьера спектакля «Собака» в «Золотом ключике»
Бесконечное сегодня («Зависнуть в Палм-Спрингс», реж. Макс Барбаков)
Выставка Светланы Мазулевской «Формула любви»
XVI Международный музыкальный фестиваль «Вселенная звука»
Гас Ван Сент. «Моя личная нирвана»
Книга недели. Борис Виан «Пена дней»
Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского
Семён Щедрин. Поэт пригородов Петербурга
Измена как предчувствие («Верность» реж. Нигина Сайфуллаева)
Открытие Национальной художественной галереи в Вашингтоне