Камиль Писсарро. Человек сердца
Об этом художнике никто никогда не сказал ни одного плохого слова. Он был бесконечно добрым человеком. Он хотел всем помочь, охотно учил молодых художников, причем совершенно бескорыстно. Более того, он сам у них учился. Художники старшего поколения часто называли его между собой "апостолом" или "Моисеем", а молодые, начинающие живописцы, когда ему едва перевалило за сорок, уже обращались к нему исключительно, как "папаша". Собственно так он и вошел в историю мирового искусства. Замечательный человек, прекрасный художник, который всю свою жизнь любил свою семью, землю, труд и людей. Имя его Камиль Писсарро.
Так сложилось, что каждой крупной фигуре импрессионизма сопутствует некая доминирующая черта в их совокупном историческом портрете. Имени Писсарро сопутствовала мудрая простота. Именно она, спустя столетие, влечет к нему зрителей.
По определению итальянского историка искусства Лионелло Вентури, Писсарро был человеком сердца. Он был глубоко убежден, что страдание подчиняет себе только бездельников, а чтобы передать тихую радость или, напротив, драму земли, ему немного нужно - склон холма, фигура с силуэтом да небо с одиноким облачком. И все. У Писсарро это называлось "запечатлеть сущность места".
И ближе всего к его концепции земли оказались не импрессионисты, а скорее барбизонец Жан-Франсуа Милле с его крепкой поэзией крестьянского быта. Подобно Милле Писсарро не разделял землю-кормилицу и того, кто ее возделывает. И сам он, также как Милле, одинаково сноровисто владел не только кистью, но и мотыгой. А для его большой семьи крошечный клочок огорода долгие годы был единственной возможностью не умереть с голода.
Но эта приземленность Писсарро, однажды, вызвала уничижительную оценку литератора Луи Леруа. Картина Писсарро "Заморозки", впервые выставленная в 1874 на скандально-знаменитом вернисаже анонимного общества художников, подвергла Леруа в ужас. "И это вы называете бороздами?" - негодовал газетчик. - "И это вы называете инеем? Ведь это поскребки с палитры, брошенные на грязный холст!" Хулителю резко возразил Золя, что одним из первых услышал именно в этих поскребках Писсарро глубинные голоса его земли.
Черная неизбывная нужда оказалась вечной спутницей Писсарро. Но он никому не жаловался, а на все вызовы и удары судьбы отвечал только одним – работой. Когда он был совсем еще молод, он бесконечно скитался по Парижу в поисках заказов, страшно замерзал, очень уставал, как правило, всегда был голоден. И очень редко он позволял себе подойти к окнам бистро, ему так мучительно хотелось войти выпить кофе, вытянуть гудящие от усталости ноги, но в парижских заведениях рассиживаться без заказа было не принято. И тогда Писсарро пошел на хитрость: он заходил в бистро, устраивался в самом непрезентабельном уголке и просил гарсона принести ему холодный грог. Когда тот вытаращивал от удивления глаза, Писсарро терпеливо объяснял, что он ждет кувшин с чистой водой, крошечную бутылочку с мерными делениями коньяка и чистый бокал. В течение всего вечера он не притрагивался к коньяку, он даже не срывал крышечку, он пил только воду, а когда, передохнув, уходил, то платил совсем копейки.
Но если дело касалось большого искусства, тогда Писсарро мог пойти на очень большие жертвы и не экономить. Так, рассказывают, что однажды его пригласил в ресторан Эдгар Дега, который очень тепло относился к Писсарро и иногда старался его подкормить, но, прекрасно понимая насколько Писсарро щепетилен, он старался все эти обеды и ужины обставить так, что это были в большей степени дискуссии об искусстве. Так было и в этот вечер. Дега много рассказывал о своих методах в искусстве и все это демонстрировал легкими эскизами карандаша прямо на мраморной столешнице. И вдруг Писсарро встал, поклонился, извинился и ушел вглубь ресторана. Писсарро не было довольно долго, когда же он появился из-за ширмы, то Дега поразило, как сияли его глаза. Но его глаза перестали гореть, когда он подошел к столу. Дега сказал ему: «Вы знаете, подходил гарсон и одним взмахом стер все рисунки». Писсарро горько опустился на стул и признался, что он только что ходил к хозяину этого заведения договариваться о покупке этого стола с рисунками Дега.
О доброте и чистом сердце этого великого человека, прекрасного художника можно говорить еще много. Стоит только напомнить, что из-под пера Камиля Писсарро вышло огромное количество картин и рисунков, он является одним из самых известных представителей импрессионизма, единственным представителем всех восьми выставок представителей этого течения, его работы можно встретить в ведущих музеях мира, в том числе и в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве.
Дарья Урядова
|
Рекомендуем |