Партнеры Живи добром

Хранитель русской культуры, народный художник - Илья Глазунов


Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. 
Академик РАХ (2000). 
Народный художник СССР (1980). 
Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997). 
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». 


Илья Глазунов


В советское время популярность Ильи Глазунова замалчивала цензура, а на экраны телевизоров и его вовсе не пускали. Тем временем его приглашали к себе короли, выстраивались огромные очереди на его выставки. Какой же он – самый скандальный русский художник XX-го века?


Родился Илья Сергеевич в 1930-м году. Его мать – Ольга Константиновна происходила из древнего дворянского рода Флуг. Так, по материнской линии, предком художника был, воспитатель царя Александра II, Арсеньев. Так же родству принадлежал последний шеф кадетского корпуса Горигорьев. А художник Павел Федотов, чей знаменитый портрет “Флуга со свечой” до сих пор хранится в Русском музее, был другом семьи. Отец – Сергей Федорович , был историком и социологом, доцентом Ленинградского Университета, добровольцом Первой Мировой Войны, ушедшим проливать кровь за царя и отечество. Данным происхождением оправдана великая нелюбовь к большевикам, появившаяся у художника, с детства, и пронизывающая творчество болью за кровь отечества. Его произведение “Блокада” поражает своим трагизмом. На ней изображено само воспоминание Ильи Сергеевича о блокаде – пустая тарелка, и умирающий за клавишами, дядя – профессор консерватории. Так в 11 лет, еще мальчиком, он видел, как умирают родные. Его перевезли на “большую землю”, оставив мать умирать в пустой холодной квартире. В маленькой деревне Гребло маленький Илья прожил два с половиной года, оставшись круглым сиротой. Его приютила крестьянская семья Стародубовых, в которой и проявилось стремление мальчика к рисованию.

  

В 18 лет Илья Сергеевич пришел в Киево - Печерскую лавру, надеясь получить благословение на монашество. Но старец Тихон отвечает юноше, что тот должен бороться со злом в мирской жизни. Эта история, так перекликающаяся с сюжетом “Братья Карамазовы” на всю жизнь определяет мировоззрение художника. Его иллюстрации на произведения запрещенного Достоевского, которые Илья Сергеевич начал писать в 25 лет, по сей день считаются непревзойденными. Так он открывал для себя миссию настоящего художника. 

Илья Глазунов


1957-й год, в Москве ажиотаж – в Центральном доме работников искусств выставка, на которую толпой валит народ. Имя художника неизвестно среди публики любых слоев. Но работы так хороши, что появляются слухи о каком то старом художнике, чьи работы появились из запасников. На тот момент Илья Глазунов был еще студентом Ленинградского института им. Репина. Ему 26 и это его первая выставка, с самым мифическим периодом, посвященным Достоевскому. 
        

“ А вот подайте мне не академическую, а самостоятельную работу. И тут то сразу будет видно, что вы за художник”(с)- данную цитату русского живописца 19-го века - Ивана Крамского , Илья Глазунов находит в мемуарах Репина, и, с упоением, следует этому совету. В то время в художественных заведениях требовали идеологического послушания – существовал даже список тем, рекомендованный для студенческих работ. Будущий великий художник не принимает таких стандартов. Он учится у классической русской школы, становясь самим для себя и учителем и учеником. Его работы академическое начальство не одобряло, а потому он запирался в мастерской, и писал на темы, которые волнуют лично его. Так появляется “Ленинградская весна” , которая сразу становится причиной конфликта с преподавателями.

 
После выставки в ЦДРИ западные СМИ пишут о том, как молодой художник “воткнул нож” в соц. реализм. В Академии Художеств в Петербурге сохранились документы, которые, ссылаясь на самовольное, не согласованное проведение выставки в Москве, зачисляют его в списки на отчисление. Как ни странно, но художника восстанавливает сам министр культуры – его талант работает на авторитет советской художественной школы перед западными государствами. Несмотря на это, за диплом Глазунов получает демонстративную "3", и его распределяют учителем черчения в город Ижевск. Без подписи над распределением художнику даже не выдавали диплом. Но так, как на том месте учитель был не нужен, ибо уже имелся, Илью Глазунова отпускают на все четыре стороны. 

Илья Глазунов


Художница Нина Александровна Виноградова-Бенуа, происходящая из династии русских театральных художников – первая и единственная жена великого русского художника впервые появляется на картине “Любовь” , и становится его настоящей опорой в жизни. Вместе они расписали несколько оперных спектаклей, ставших классикой театрального искусства. В 1956-м году художники поженились. Ютились в маленькой кладовке коммунальной квартирки в Москве, чтобы прожить, в которой, Илье Глазунову приходится работать грузчиком на вокзале. Тогда он еще и не думал, что однажды его пригласят воссоздавать величественные интерьеры кремлевского дворца. 6 лет он применял опыт всей своей жизни, воплощая годы поиска классического русского искусства. Вместе с женой Ниной они познают дореволюционную Россию, собирают выброшенные иконы и реставрируют их. В их семье сохранились порядки древней дворянской семьи. Дети – Иван и Вера, с рождения впитывающие дух русского православного прошлого, которое насильно стиралось в обществе того времени, стали художниками. Они до сих пор вспоминают мастерскую отца, с коллекциями икон, самоваров и колоколов. 


В 1964-м году проходит очередная скандальная выставка в Манеже, на которой художник осмеливается показать запрещенную картину “Дороги войны” где изображено отступление советских войск. Эту выставку закрывают через 5 дней, как противоречащую идеологии советского искусства, а картину “Дороги войны” – уничтожают, до тех пор, пока в 1980-м году автор не напишет ее повторения. Но это не сломало Илью Глазунова – в 1978-м году он возвращается в центральный выставочный дом страны, c триумфаторской серией картин “Русь” , но его не хотели пускать. Картины художника были пропитаны православной русской идеей, а в картине “Царевич Дмитрий” он проводит аналогию с убитым, большевиками, царевичем Алексеем. За месяц его работы собрали порядка полумиллиона человек. Глазунову приписывали как гениальность, так и национализм, шовинизм и приверженность к антисемитскому поколению, хотя сам он себя всегда представлял монархистом и истинным патриотом. Однажды к Глазунову приходит Юрий Шерлинг, с просьбой оформить спектакль. Художник проникся тем духом, с которым основатель еврейского камерного театра рассказывал о своем народе, и согласился оформить все декорации за свой счет. 


Илья Глазунов


Шерлигг признал тогда, что без Глазунова и театра бы не было, еще с самого его основания; что русский художник сделал для еврейского народа, тем самым, больше, чем все еврейские организации. 

Деятели, приехавшие на фестиваль кино в 1961-м году не хотели уезжать из Москвы без портрета Глазунова. О нем знают из работ известного критика Пауло Риччи. Министерство культуры СССР атакуют зарубежные звезды, требуя приезда Глазунова в Рим, на что приходится согласиться. Так русский 33-х летний художник оказывается в центре внимания итальянской богемы, организовав свою выставку в самом центре "Вечного города". Ему предлагают остаться , как будут предлагать еще много раз, и каждый раз он будет возвращаться в почитаемую Россию. 

  

В 1977-м году Глазунов заканчивает "Мистерию XX-го века", эффект от которой был сравним с атомным взрывом. Выставку, на которой должна была впервые появиться работа-запрещают. Западная пресса считает, что эту картину никогда не увидят русские. В Кремле обсуждается решение лишить Глазунова гражданства, и выселить по статусу Солженицына, но по итогу решают не плодить диссидентов, а сослать в Сибирь, на трудовое перевоспитание в коллективе строителей БАМа. Там ему дают список тех, кого он должен рисовать, но художник снова решает писать то, что он считает нужным.
         

В мае 1986- го Нина Виноградова-Бенуа трагически погибает. Официальная версия- самоубийство при странных обстоятельствах. Сам же Илья Сергеевич предполагал иную, насильную версию, связанную с его деятельностью, бросающей вызов тогдашнему строю. Его горе было всепоглощающим, выраженным в картинах, где он приписывал, в огромном пространстве, маленькую, сгорбившуюся фигурку себя самого. Как признается сам художник - одиночество придавало ему сил в работе, и именно в нем он черпал то ощущение отчаяния. 

Илья Глазунов и Владимир Путин


Преподавая в Мастерской портрета он ломает все стереотипы, возвращаясь к канонам Императорской Академии Художеств. Вместо заводов он водил своих студентов в Эрмитаж, воспитывая тонкий эстетический вкус. Теперь, лучшие из них преподают в его собственной академии. Глазунов учит не только живописи - он учит любить Россию. 

Для своей Академии ваяния и зодчества, Илья Сергеевич получает здание на Мясницкой улице в Москве, где, в дореволюционное время было Московское училище живописи. В академии Глазунова существует единственный факультет охраны культурных памятников. Он сам начал говорить о сохранении культурного наследия еще в 1962-м году: сначала он создал патриотический клуб "Родина" , потом - общество по охране памятников. Он первый выступает за восстановление Храма Христа Спасителя и спасает от взрыва Спас на Крови, построенный на месте убийства Александра II. 

 
1988-й год - 1000-летие крещения Руси. Глазунов пишет картину, которой нет равных в мире ни по сложности, ни по содержанию - "Вечная Россия", где художнику удается показать всю историю Отечества. Там все герои и антигерои (в том числе и он), следуют за Христом к Богу. На сегодняшний день он заканчивает гигантское полотно, задуманное еще в студенческие годы - "Раскулачивание". 

Так Илья Глазунов стал тем напоминанием русскому народу о его корнях, о его силе, духе и культурной ценности. Эта истина была сильнее советского режима, войн и сложной жизни. Будто великий народный художник явился той самой свечой русской надежды в ее трудное время.


Екатерина Фарлейн



 

Рекомендуем

Следствие по телу
Печать великих лет Веры Мухиной
И садится Солнце («Атлантика» реж. Мати Диоп)
Выставка «100 фотографий Анатолия Болдина»
«На Дону Бога нет» («Дорогие товарищи!», реж. Андрей Кончаловский)
Кино. Краткая история женщин в российском кинематографе
Наталья Гундарева: Непростая судьба простой женщины
Великий и Всемогущий Роу: страна волшебного кино
И швец, и жнец, и на дуде игрец: жизнь Станислава Говорухина
«Импровизационный БАТЛ. 4 на 4»