Хранитель русской культуры, народный художник - Илья Глазунов
В советское время популярность Ильи Глазунова замалчивала цензура, а на экраны телевизоров и его вовсе не пускали. Тем временем его приглашали к себе короли, выстраивались огромные очереди на его выставки. Какой же он – самый скандальный русский художник XX-го века?
Родился Илья Сергеевич в 1930-м году. Его мать – Ольга Константиновна происходила из древнего дворянского рода Флуг. Так, по материнской линии, предком художника был, воспитатель царя Александра II, Арсеньев. Так же родству принадлежал последний шеф кадетского корпуса Горигорьев. А художник Павел Федотов, чей знаменитый портрет “Флуга со свечой” до сих пор хранится в Русском музее, был другом семьи. Отец – Сергей Федорович , был историком и социологом, доцентом Ленинградского Университета, добровольцом Первой Мировой Войны, ушедшим проливать кровь за царя и отечество. Данным происхождением оправдана великая нелюбовь к большевикам, появившаяся у художника, с детства, и пронизывающая творчество болью за кровь отечества. Его произведение “Блокада” поражает своим трагизмом. На ней изображено само воспоминание Ильи Сергеевича о блокаде – пустая тарелка, и умирающий за клавишами, дядя – профессор консерватории. Так в 11 лет, еще мальчиком, он видел, как умирают родные. Его перевезли на “большую землю”, оставив мать умирать в пустой холодной квартире. В маленькой деревне Гребло маленький Илья прожил два с половиной года, оставшись круглым сиротой. Его приютила крестьянская семья Стародубовых, в которой и проявилось стремление мальчика к рисованию.
В 18 лет Илья Сергеевич пришел в Киево - Печерскую лавру, надеясь получить благословение на монашество. Но старец Тихон отвечает юноше, что тот должен бороться со злом в мирской жизни. Эта история, так перекликающаяся с сюжетом “Братья Карамазовы” на всю жизнь определяет мировоззрение художника. Его иллюстрации на произведения запрещенного Достоевского, которые Илья Сергеевич начал писать в 25 лет, по сей день считаются непревзойденными. Так он открывал для себя миссию настоящего художника.
1957-й год, в Москве ажиотаж – в Центральном доме работников искусств выставка, на которую толпой валит народ. Имя художника неизвестно среди публики любых слоев. Но работы так хороши, что появляются слухи о каком то старом художнике, чьи работы появились из запасников. На тот момент Илья Глазунов был еще студентом Ленинградского института им. Репина. Ему 26 и это его первая выставка, с самым мифическим периодом, посвященным Достоевскому.
“ А вот подайте мне не академическую, а самостоятельную работу. И тут то сразу будет видно, что вы за художник”(с)- данную цитату русского живописца 19-го века - Ивана Крамского , Илья Глазунов находит в мемуарах Репина, и, с упоением, следует этому совету. В то время в художественных заведениях требовали идеологического послушания – существовал даже список тем, рекомендованный для студенческих работ. Будущий великий художник не принимает таких стандартов. Он учится у классической русской школы, становясь самим для себя и учителем и учеником. Его работы академическое начальство не одобряло, а потому он запирался в мастерской, и писал на темы, которые волнуют лично его. Так появляется “Ленинградская весна” , которая сразу становится причиной конфликта с преподавателями.
Художница Нина Александровна Виноградова-Бенуа, происходящая из династии русских театральных художников – первая и единственная жена великого русского художника впервые появляется на картине “Любовь” , и становится его настоящей опорой в жизни. Вместе они расписали несколько оперных спектаклей, ставших классикой театрального искусства. В 1956-м году художники поженились. Ютились в маленькой кладовке коммунальной квартирки в Москве, чтобы прожить, в которой, Илье Глазунову приходится работать грузчиком на вокзале. Тогда он еще и не думал, что однажды его пригласят воссоздавать величественные интерьеры кремлевского дворца. 6 лет он применял опыт всей своей жизни, воплощая годы поиска классического русского искусства. Вместе с женой Ниной они познают дореволюционную Россию, собирают выброшенные иконы и реставрируют их. В их семье сохранились порядки древней дворянской семьи. Дети – Иван и Вера, с рождения впитывающие дух русского православного прошлого, которое насильно стиралось в обществе того времени, стали художниками. Они до сих пор вспоминают мастерскую отца, с коллекциями икон, самоваров и колоколов.
В 1964-м году проходит очередная скандальная выставка в Манеже, на которой художник осмеливается показать запрещенную картину “Дороги войны” где изображено отступление советских войск. Эту выставку закрывают через 5 дней, как противоречащую идеологии советского искусства, а картину “Дороги войны” – уничтожают, до тех пор, пока в 1980-м году автор не напишет ее повторения. Но это не сломало Илью Глазунова – в 1978-м году он возвращается в центральный выставочный дом страны, c триумфаторской серией картин “Русь” , но его не хотели пускать. Картины художника были пропитаны православной русской идеей, а в картине “Царевич Дмитрий” он проводит аналогию с убитым, большевиками, царевичем Алексеем. За месяц его работы собрали порядка полумиллиона человек. Глазунову приписывали как гениальность, так и национализм, шовинизм и приверженность к антисемитскому поколению, хотя сам он себя всегда представлял монархистом и истинным патриотом. Однажды к Глазунову приходит Юрий Шерлинг, с просьбой оформить спектакль. Художник проникся тем духом, с которым основатель еврейского камерного театра рассказывал о своем народе, и согласился оформить все декорации за свой счет.
Шерлигг признал тогда, что без Глазунова и театра бы не было, еще с самого его основания; что русский художник сделал для еврейского народа, тем самым, больше, чем все еврейские организации.
Деятели, приехавшие на фестиваль кино в 1961-м году не хотели уезжать из Москвы без портрета Глазунова. О нем знают из работ известного критика Пауло Риччи. Министерство культуры СССР атакуют зарубежные звезды, требуя приезда Глазунова в Рим, на что приходится согласиться. Так русский 33-х летний художник оказывается в центре внимания итальянской богемы, организовав свою выставку в самом центре "Вечного города". Ему предлагают остаться , как будут предлагать еще много раз, и каждый раз он будет возвращаться в почитаемую Россию.
В 1977-м году Глазунов заканчивает "Мистерию XX-го века", эффект от которой был сравним с атомным взрывом. Выставку, на которой должна была впервые появиться работа-запрещают. Западная пресса считает, что эту картину никогда не увидят русские. В Кремле обсуждается решение лишить Глазунова гражданства, и выселить по статусу Солженицына, но по итогу решают не плодить диссидентов, а сослать в Сибирь, на трудовое перевоспитание в коллективе строителей БАМа. Там ему дают список тех, кого он должен рисовать, но художник снова решает писать то, что он считает нужным.
В мае 1986- го Нина Виноградова-Бенуа трагически погибает. Официальная версия- самоубийство при странных обстоятельствах. Сам же Илья Сергеевич предполагал иную, насильную версию, связанную с его деятельностью, бросающей вызов тогдашнему строю. Его горе было всепоглощающим, выраженным в картинах, где он приписывал, в огромном пространстве, маленькую, сгорбившуюся фигурку себя самого. Как признается сам художник - одиночество придавало ему сил в работе, и именно в нем он черпал то ощущение отчаяния.
Преподавая в Мастерской портрета он ломает все стереотипы, возвращаясь к канонам Императорской Академии Художеств. Вместо заводов он водил своих студентов в Эрмитаж, воспитывая тонкий эстетический вкус. Теперь, лучшие из них преподают в его собственной академии. Глазунов учит не только живописи - он учит любить Россию.
Для своей Академии ваяния и зодчества, Илья Сергеевич получает здание на Мясницкой улице в Москве, где, в дореволюционное время было Московское училище живописи. В академии Глазунова существует единственный факультет охраны культурных памятников. Он сам начал говорить о сохранении культурного наследия еще в 1962-м году: сначала он создал патриотический клуб "Родина" , потом - общество по охране памятников. Он первый выступает за восстановление Храма Христа Спасителя и спасает от взрыва Спас на Крови, построенный на месте убийства Александра II.
Так Илья Глазунов стал тем напоминанием русскому народу о его корнях, о его силе, духе и культурной ценности. Эта истина была сильнее советского режима, войн и сложной жизни. Будто великий народный художник явился той самой свечой русской надежды в ее трудное время.
Екатерина Фарлейн
|
Рекомендуем |