Партнеры Живи добром

Код да Караваджо - загадки личности и особенности стиля


Сложно представить в истории мировой живописи другого художника, который так ярко смог передать ощущение реального переживания. Микеланджело Меризи да Караваджо – не просто живописец, а настоящий творец, который прежде всего чувствует и пытается отразить эти чувства в картине.

Он родился в семье архитектора, в небольшом ломбардском городке Караваджо. Рано овладев основами мастерства, юноша учится у Симоне Петерциано, художника, принадлежащего к старшему поколению мастеров, которые еще обучались в эпоху Возрождения. Ломбардская школа много дала молодому дарованию: прежде всего это ощущение реальности и стремление ее зафиксировать. Известно, что уже в 15 лет Караваджо работал самостоятельно, отличаясь уникальной способностью передавать жизнь так, как он ее видит.

Микеланджело Меризи да Караваджо

Стремясь найти свой путь и определиться как художник, Караваджо покидает Ломбардию и отправляется в Рим. С немалыми трудами он утверждается в столице и даже завоевывает внимание со стороны сильных мира сего. Ими были в первую очередь влиятельных церковных сановников, коллекционеров и любителей искусства. 

Первые произведения выполнены скорее в коммерческих целях, отражая наиболее востребованные жанры того времени: натюрморты, фигурные зарисовки. Но уже здесь чувствуется сквозная тема Караваджо – его акцент на бренности бытия. 

Работой-рубежом в его творчестве стала картина «Больной Вакх», написанная в 1591 году. Поводом для ее появления стало событие из личной жизни. Караваджо перенес непростую болезнь, которая чуть не закончилась плачевно. Считается, что в образе Вакха он написал себя.

После болезни художник часто включает в произведения натюрморты, несущие привкус бренности. Так, в картине «Юноша с корзиной фруктов» спелым и сочным фруктам противоречат уже отжившие своё листья винограда, намеренно изображенные на первом плане – своеобразное напоминание о зыбкости и мимолетности жизни.

Караваджо "Юноша с корзиной фруктов"

Следующим этапом творчества стала евангельская тематика. Трудно судить, насколько Караваджо был религиозным человеком. Но юношеские годы в Милане, где особенно почитали нового святого Карло Борромео, сформировали в художнике чувство христианского долга. В историю живописи же он вошел, как художник с крутым нравом, однако, сейчас, можно сказать, что это всего лишь внешнее проявление натуры. Его искусство пропитано проблемой веры, своего рода единением с вечностью. Религиозная живопись Караваджо свидетельствует о глубоких переживаниях евангельской истории, он сумел передать весь ее драматизм языком реальности, как факт жизни, происходящий здесь и сейчас. Художника привлекало все настоящее, неприкрашенное, телесное. Герои картин – люди из простонародья, то есть те, кому проповедовал Христос. Так, в цикле картин про деяния апостолов персонажи изображены с предельным правдоподобием: немного грубыми, мужиковатами, ведь по евангельскому преданию они были обычными рыбаками.

Караваджо "Отдых на пути в Египет"

Караваджо интересовала максимальная физиология, а не красивая картинка. Культ красоты терял позиции, на его место пришла новая философия непосредственного «отражения» жизни. Но все не приравнивалось к простому копированию с натуры. В каждом изображении был накал страстей и эмоций, и все это художник подчеркивал световыми эффектами. Для Караваджо свет не только средство, которым он моделирует форму, а настоящая драматургия, выявляющая наиболее яркие сюжетные моменты.

Смена эпох, взглядов и идеологий отразилась в творчестве этого титана живописи. О Караваджо написано множество романов, снят достойный фильм. Его работы побуждают к размышлению, а оценки варьируются от восторга до полного неприятия. Хороший повод, чтобы оценить его творчество самому.



Дякина Анна



 

Рекомендуем

Город засыпает, просыпается Голем ("Голем" реж. Хуан Карлос Медина)
Как Юрий Богатырёв уходил от реальности?
Сломанный драйв ("Малыш на драйве" реж. Эдгар Райт")
Save the date: Пол Маккартни
Работник года по версии RIFF ‘18-19 (Фильм «Стажер» реж. Валерио Аттаназио)
«Известия». Миллион и одно прилагательное
Выставка «Философия метафор»
У «Живых поэтов» прошел второй поэтический вечер
Без чего не обойтись этим летом
IVANOVA / FW 18/19