Огюст Роден. Скульптуры, остановившиеся во времениВсегда сложно объективно писать о людях, оставивших серьезный след в искусстве. Ведь нужно выбрать самое главное, точное, правильное. Но все значимое все равно проходит сквозь призму субъективного взгляда. Большинство людей стремятся обессмертить все, что принадлежит личностям, по их мнению, отмеченных особым талантам и придают их жизни, как и их творчеству, особое, тонкое и трогательное значение. Но жизнь Родена вполне прозаична: в молодости он мечтал ваять скульптуры и настоял на этом, несмотря на сопротивление семьи, сам зарабатывал себе на жизнь и обучение, в юности работал в мастерской Каррье-Беллёза (именно поэтому большинство его работ того времени безличны - он оставлял их без авторства), потом захотел признания и свободы, подписав одно из своих творений, после чего был выгнан с работы. По воле случая получив пара заказов, стал получать государственные и прославился. После чего вступил в гражданский брак с одной из своих помощниц, а в сорок влюбился в другую девушку - Камиллу Клодель. Камилла обладала удивительным талантом и хотела быть замеченной, однако, при жизни ее скульптуры не представляли никакого интереса для общественности, встретив конец жизни в сумасшедшем доме.
Огюст Роден совершил удивительную для своего времени вещь, став предтечей импрессионистских скульптур: он начал показывать не застывшие во времени идеалы, а живые эмоции, его работы имеют собственный язык, который передается через их движения, их жесты и выражения лиц. К каждому из своих творений скульптор подходил с особой старательностью, например, работу “Бронзовый век” (сейчас хранящуюся в музее Виктории и Альберта) он ваял два года. Известнейшие “Врата Ада”, в которые Огюст Роден включил мотивы из “Божественной комедии” Данте, создавались двадцать лет и оставались незаконченными на момент смерти Родена. Родена всегда интересовала природа и строение человека, поэтому его скульптуры анатомичны. Известнейшего “Мыслителя” он ваял с атлетически сложенного юноши из квартала красных фонарей. При жизни скульптор вдохновлялся работами Микеланджело, мечтая создать собственный, особенный гимн красоте. Однако роденовский подход нравился далеко не всем: после статуи “Бронзовый век”, выставленной в Парижском салоне в 1877г., Родену сказали, что это - не искусство, а просто слепок с натурщика. Забавно, как меняется общественное восприятие искусства от роденовской эпохи до наших лет! Что бы сказали люди той эпохи о, скажем, Луизе Буржуа? Роден, однако, был известен и признан еще при жизни. Его работы заказывало и государство (например, «Врата Ада») и частные коллекционеры. У него было несколько мастерских, а к закату лет он приобрел поместье в Мёдоне под Парижем, куда и переехал с большинством своих работ.
У любого скульптора есть собственный материал, это тот, из которого он ваяет большую часть времени. Для Родена это была бронза и мрамор. Первый учитель Огюста (Орас Лекок) научил его запечатлевать все быстро и рисовать по памяти, поэтому в студии скульптора натурщики находились в постоянном движении, только изредка останавливаясь. Помимо этого, неизменна аллюзия: на произведения Данте, которые сам Огюст Роден очень любил, при этом цепкое видение настоящего и способность его отобразить в бюстах современников и скульптурах, например, в скульптуре Бальзака. Интересно, что Роден оказал колоссальное влияние на Анну Голубкину, известного российского скульптора, которая одной из первых начала ваять образы труда. Именно общение с Роденом подарило ей ту свободу выражения и психологизм, которые потом потрясающим образом раскрылись в ее творениях. Ее юбилейная выставка проходила в августе 2014 года в Третьяковской галерее. Сложно оценить то влияние, которое было оказано Роденом на настоящее, но именно он сделал возможным то, что сейчас называют постмодерном.
Александра Адамовская
|
Рекомендуем |