Паоло Трубецкой: «Искусству учиться не нужно»
Князь Павел Петрович Трубецкой имел сразу двух жён: в России и в Италии, в связи с чем впал в немилость и был выдворен из государства Российского самим императором Александром II вместе с «духом разврата». От жены в Италии, Ады Винанс, пианистки из Штатов, у князя было трое сыновей, один из которых, Паоло, однажды вернулся на родину отца. Паоло встряхнул консервативную общественность, а заодно вошёл в историю искусства как один из самых оригинальных и талантливых самородков, презиравших общественное мнение.
Ада Винанс была дамой светской, большой любительницей искусства. На их вилле в Италии частенько бывали прославленные художники. Семья была знакома также с известным скульптором Джузеппе Гранди. Именно он первым заметил и оценил ранние работы одного из сыновей Трубецкого — Паоло. Под влиянием старшего брата, художника-декоратора, мальчик с ранних лет пробовал создавать небольшие скульптуры и делал это увлечённо и уверенно. Паоло не был прилежным учеником. Окончил начальную школу в Милане, после чего учился в технической школе. Занимался дополнительно точными науками, впрочем, без всякого интереса. Князь собирался сделать из сына военного, но, к счастью для Паоло, его мать воспротивилась и отправила одарённое дитя в студию Джузеппе Гранди. Казалось бы, юноша наконец-то занимался любимым делом. Но и тут Паоло повёл себя странно: начал метаться, переходил из одной студии в другую. То занимался под началом Д. Баркалья, то у Э.Бацарро, а потом и вовсе забросил учёбу. Буквально за год самостоятельной работы в Италии и удачных выставок в Милане и США Паоло приобрёл популярность среди представителей итальянской богемы. Он начал получать заказы от частных коллекционеров и даже продал кое-что художественному музею. В конце 80-х годов двадцатого века семья Трубецких разорилась, и Паоло начал сам заботиться о своём материальном положении. Поначалу он бедствовал, писал портреты на заказ, чтобы хоть как-то прокормиться. Наконец, в 90-е он начал участвовать в конкурсах на создание различных памятников по всей Италии. Задания выполнял с блеском, участвовал в выставках. В Россию мастер приехал в 1897 году по приглашению директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества для преподавания скульптуры. Очень скоро Паоло Трубецкой прославился как весьма оригинальный наставник. Он учил студентов технической стороне дела: правильной установке каркаса, способам замешивания глины. А потом просто оставлял их в покое и никак не вмешивался в процесс. Трубецкой говорил: «Это все, что я знаю. Остальное я вижу. Чему же тут я могу научить студента? Я не знаю, как видит он. Он не может видеть, как я».
В свете быстро распространились слухи об экстравагантном «русском итальянце»: говорили, что он – «убеждённый невежда», кичится тем, что не читает книг «ради полной самостоятельности мысли и отношения к жизни», никогда не посещал музеев и принципиально не интересуется работами коллег-скульпторов. Большой оригинал: его боятся приглашать на обед, так как он тут же пускается в проповеди вегетарианства и портит гостям аппетит рассказами об умерщвлении бедных животных. А еще никогда не создает скульптуры с обнаженных натурщиков, якобы «не умеет». Впрочем, на последнее замечание Трубецкой придумал весьма смелый ответ: создал скульптуру обнаженного Шаляпина, причём удивительно искусно. Вряд ли Трубецкой специально делал всё, чтобы шокировать публику, скорее, сказывалось европейское воспитание и свободолюбивый характер. Но консервативный свет, хотя и обсуждал «дикаря», не был готов принять его с распростертыми объятиями. Зато к этому оказался готов Л.Н. Толстой, с которым Трубецкой очень быстро подружился. Толстому было близко вегетарианство Паоло, его любовь к животным, неприятие светских условностей и прямота, даже если дело касалось его собственных работ. Как-то между делом Трубецкой заявил, что не читал ни одной книги Толстого, но прочёл одну статью о вреде табака. «Ну и как?» — спросил Толстой. «А так: прочёл статью и продолжаю курить». Главной работой в России для Трубецкого стал памятник Александру III, конкурс который мастер выиграл в 1900 году, обойдя самых одарённых и прославленных русских коллег. В требованиях к работе было указано, что царь должен быть изображён сидящим на троне, что не сильно вдохновляло Трубецкого. Скульптор предложил другой проект: царь, сидящий верхом на коне. Проект понравился вдове Александра III и был утверждён.
Трубецкой потратил огромное количество сил на работу, чтобы создать «прекраснейшую статую в мире»: было создано 12 макетов разной величины, в том числе два в натуральную. Целью Трубецкого было сочетать форму и идею: «без портретности не может быть памятника, а без символа — произведения искусства». Результат не впечатлил императорский дом — памятник Александру посчитали карикатурой. Скульптора упрекали в том, что лошадь получилась слишком толстой, а в скульптуре нет ничего классического, как будто много недоделанного. Сам Трубецкой подлил масла в огонь, заявив, что хотел изобразить одно животное на другом, не уточнив, что именно он имел в виду. Но тут снова вступилась вдова императора: её растрогало портретное сходство с покойным, и памятник был установлен. После открытия памятника, на которое сам Трубецкой был приглашён в последний момент, мнения общественности разделились: в прессе монумент называли «опальным», характеризовали его, как смесь величия и вульгарности. Но друзья и поклонники Трубецкого пришли в восторг, отмечая, что это творение стихийное, могучее, что оно овеяно свежестью гениальной работы. На торжестве в честь открытия памятника появились немногие. Выступал сам великий Репин, и его восхищению виновником торжества не было предела. Трубецкой покинул Россию в 1905 году вместе с женой, шведкой Элин Сандстром, с которой познакомился в Санкт-Петербурге. Жил в Финляндии, затем в Париже. Именно во Французской столице интерес к скульптору и его оригинальному жанру portrait-statuette стал постепенно угасать. В Европе его стали упрекать в незрелости и излишней лёгкости, в том, что он адепт устаревшего импрессионизма и работает для аристократической знати.
В 1914 году Трубецкой отправился в США и оставался там до 1921 года, создавая портреты голливудских звёзд, скульптуры ковбоев и индейцев. «Скульптор хорошеньких женщин», как его прозвали американцы, встретился со многими великими деятелями кино и провёл целую серию персональных выставок в штатах. В 1921 мастер вернулся в Париж. Скоропостижная смерть жены привела его в отчаяние, он чуть было не покончил с собой, но нашёл способ выразить горе доступным ему способом: в 1922 году он создал памятник павшим в I Мировой войне воинам, изображавший женщину с ребёнком на руках. Это был портрет его жены и сына, умершего в 1908 году в возрасте трёх лет. До самой смерти в 1938 году Паоло Трубецкой выставлялся по всему миру и продолжал работать, причём не только как скульптор, но и как очень одарённый художник. Его работы хотя и не вызывали ажиотажа, но ценились публикой. Люди признавали в Трубецком великолепного портретиста, гения со своим видением мира. А сам он не уставал повторять, что, если бы люди не засоряли своих мозгов чужими мыслями, искусство, литература — всё стало бы гениально. Люди стали бы интересны, писали и лепили по-своему.
Елизавета Савостьянова
|
Рекомендуем |