Партнеры Живи добром

Вчера. Сегодня. Завтра. Дела музейные?!


По прогнозам ЮНЕСКО после кризисного периода 13% музеев по всему миру могут остаться закрытыми навсегда. Что же происходит сегодня с музеями, как изменилась ситуация с приходом пандемии и есть ли надежда на светлое будущее? Об этом и не только поговорил Николай Усков с представителями главных музеев России в программе Forbes Карантин. Мы решили подробнее разобраться в этом вопросе и узнать, кто до завтра не доживёт...


ВЧЕРА

Музеи в основном финансирует государство, если только это не частные галереи. Но государственные музеи также поддерживаются средствами меценатов. Реализация билетов, продажа изданий про искусство, проведение экскурсий составляют большой процент финансовой поддержки. Однако, будут  ли возможны групповые экскурсии, пользующиеся популярностью у иностранцев, школьников и их семей в “новом” мире? Какой процент средств смогут частные предприниматели выделять искусству в ближайшем будущем? И сможет ли государство продолжать поддерживать музеи на привычном уровне?

В интервью с Николаем Усковым (программа Forbes Карантин на Youtube) Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея, высказала свою обеспокоенность финансовым положением дел. У ММОМА нет постоянной экспозиции, как у Третьяковской галлереи или Государственного Эрмитажа. Выручка музея состоит из продажи билетов, экскурсий, сдачи помещений в аренду. Как говорит Ольга Львовна, “с экскурсиями будет катастрофа”. 


Ольга Свиблова


Музей живет сложной финансовой жизнью. По словам директора, за  прошедшие десять лет фонд зарплаты сотрудников ни разу не получал дополнительного финансирования извне, а ежемесячные надбавки персоналу музей выплачивал из своего фонда. Что будет сейчас - в момент рецессии мировой экономики - неизвестно. "Так называемые rent fee (плата за  постоянную экспозицию на территории музея) мизерные, да и их у ММОМА немного”, - признается Ольга Свиблова. Сложно не согласиться с мыслями Ольги Львовны и по поводу нынешней ситуации с посетителями: из-за обязательной социальной дистанции их поток сократится. В результате чего сокращается и доход музея. 

“Количество зрителей равно количеству проданных билетов. В условиях социальной дистанции выручка от билетов в день не покрывает ежедневные расходы на электричество. А свет - главный элемент дизайна”.


СЕГОДНЯ

Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, не разделяет волнения коллеги в этой же программе . “Я уверена, когда исчезнет страх, все вернется на свои круги”, - заявила директор Пушкинского в программе. По ее словам “жизнь в онлайне - это, конечно, не жизнь музея”.


Марина Лошак


Более дружелюбно к онлайн форматам настроена Третьяковская галлерея. По словам Зельфиры Трегуловой, директора музея, за последние пару месяцев работа арт-пространства была максимально перенесена в новый формат. Более того, музею удалось заняться большими проектами, “до которых не доходили руки”. Например, идет активное сотрудничество с голландским архитектором Рено Колхасом по реконструкции Крымского вала. Также к запуску готовится масштабный онлайн проект осенью. “Онлайн среда - это то, в чем мы уступали коллегам. И это время позволило нам приступить к прорыву в области digital”, - признается Зельфира Исмаиловна.


Зельфира Трегулова


Движение искусства в сторону интернета оказалось более стремительным, чем кто-либо ожидал. Да и спрос, в условиях невозможности выхода из дома, вырос. Цифры, отражающие количество просмотров онлайн-проектов Государственного Эрмитажа, в несколько раз превышают реальную годовую посещаемость. Поэтому в такой ситуации музейное сообщество пытается экспериментировать с форматами, чтобы привлечь и удивить аудиторию.

Онлайн лекции, виртуальные туры по музеям - это стало рутиной. Но вот западные коллеги придумали нечто совершенно новое. Выставка в формате драйв-ин открылась в Торонто. Посетители в прямом смысле въезжают на иммерсивное шоу Ван Гога со звуковой дорожкой и световыми проекциями на стенах. Выставка была создана специально под промышленное здание на 1 Young Street, Toronto. Инсталляция включает в себя такие работы Ван Гога, как “Едоки картофеля”, “Звездная ночь”, “Подсолнухи”. Такая необычная подача искусства была задумана и спроектирована Массимилиано Сиккарди, а саундтрек придумал Лука Лонгобарди. Оба артиста впервые показали свое иммерсивное диджитал искусство во Франции (Atelier des Lumières, Lighthouse Immersive).


ЗАВТРА?

Как выразился Михаил Пиотровский, “формируется новый музей”. Новые проблемы, новые решения - например, поиск возможности монетизирования онлайн формата. Директор Государственного Эрмитажа готовится к скорому открытию для посетителей. Главной задачей, по его словам, является построение “хореографии” движения зрителя. 

Одно дело масштабы Эрмитажа, но другое - небольшое пространство ММОМА. В программе Ольга Свиблова не скрывала, что пока не представляет, как организовать поток посетителей, сохранив “свободу” человека в музее. Ведь в зависимости от настроения, мы можем начать с первого или с последнего этажа, с левого или правого крыла, а от этого решения меняется и восприятие выставки.

С финансовой точки зрения частным галлереям придется бороться за выживание. Как сообщает газета.ru, в отличии от подведомственных культурных институций частные галлереи, например Центр братьев Люмьер, Музей русского импрессионизма, не получили государственные дотации. С 30 марта Центр братьев Люмьер потерял 15 млн рублей и оборот музея снизился на 90%. Однако такая тенденция - не новость в сегодняшней реальности. Музеи по всему миру терпят убытки: в Париже, Вене, Амстердаме арт-галлереи потеряли 80% доходов. Без государственного и частного вмешательства трудно будет возместить такие потери. И, конечно, большой процент прибыли зависит от посетителей. Но в этом вопросе, кажется, прослеживается положительная тенденция. Сабина Хааг, директор Венского музея истории искусств, рассказала, что в момент открытия музея, 30 мая, пришло много народу; музей даже провел экскурсии небольшими группами - до девяти человек. В Европе открылись многие крупные музеи: Галлерея Уффиции во Флоренции, Берлинская галлерея, музей Пикассо, музей Гуггенхейма в Бильбао, Рейксмюсеум в Амстердаме.


Сабина Хааг


Заранее купленные билеты онлайн, социальная дистанция, обязательное ношение маски и перчаток - это наша новая реальность. По сообщению БиБиСи, в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция) каждому вошедшему вручается специальный гаджет, который начинает пищать, как только требования социальной дистанции нарушаются. А в Музее современного искусства в городе Коттбус в 100 км от Берлина, посетителям вручают пластиковые шесты длиной 1,5 м. Но несмотря на такие “неудобства” посетители все равно приходят и наслаждаются искусством.

Много вопросов остаются до сих пор без ответов для. Начиная с бытовых - как дезинфицировать экспонаты, построить новый путь движения посетителей по музею. И заканчивая главными - как делать качественный музейный онлайн контент, оставить доступность музеев, поддерживать международное сотрудничество. Скорее всего “в будущее возьмут не всех”, но те, кто пробьются обязаны будут найти решения новых проблем.



Маргарита Карпюк




 

Рекомендуем

Невероятная история любви: Карло Понти и Софи Лорен
Вчера. Сегодня. Завтра. Дела музейные?!
Закрытие фестиваля "Crescendo"
18 февраля – «Поморская Масленица»
Всеволод Санаев. Человек-якорь
Камиль Писсарро. Человек сердца
Современное искусство между небом и землёй
Гений «дивного карандаша» – Джордж Доу
Пилинг. Время пришло!
Конец прекрасной эпохи («В ожидании варваров», реж. Сиро Герра)