Знакомьтесь, фотограф Эмиль Золя
4 декабря во французском аукционном доме Artcurial были проданы тысячи фотографий Эмиля Золя. Коллекция снимков, альбомы, фотографическое оборудование и даже халат, который носил Золя в свой фотолаборатории, ушли с молотка за более чем 570 тысяч евро. Аукцион представил публике малоизвестное увлечение автора «Ругон-Маккары», которое он открыл для себя за восемь лет до смерти в 1902 году. Мероприятие, однако, нельзя назвать посмертным «дебютом» Золя-фотографа - большинство снимков с аукциона впервые были опубликованы в книге “Золя, фотограф”, составленной внуком писателя Франсуа Эмиль-Золя в 1979 году.
Один из основоположников и идеологов натурализма в литературе, общественный деятель, критик буржуазного строя, друг художника Поля Сезанна – вот привычный и знакомый портрет Эмиля Золя. Однако в биографии известного француза припрятаны и другие менее заметные факты. Так, благодаря вдове Франсуа Эмиль-Золя, решившей выставить фотографии на аукцион, широкая публика увидела в знаменитом литераторе талантливого фотографа-экспериментатора. В 1894 году пятидесятичетырехлетний Золя, недавно закончивший 20-томную сагу о Ругон-Маккарах, открыл для себя новую страсть – фотографирование. Писатель обзавелся первой камерой и оборудовал фотолаборатории в каждой из своих трех резиденций. Результатом восьмилетнего увлечения стали семь тысяч фотопластинок, две тысячи из которых сохранились до наших дней.
Фотографии Золя не создавались для публикации - это увлечение было скорее процессом интимным, семейным. Некоторые снимки документируют двойную жизнь, которую писатель вел много лет вплоть до своей внезапной смерти. Сценарий почти всегда оставался неизменным: часть времени Золя проводил в своем доме в Медане с Александриной Меле – давним спутником, законной женой, другом и соратником. Другая часть жизни была посвящена Жанне Розеро – молодой прачке и любовнице, родившей Золя двоих детей - дочь Денизу и сына Жака. Писатель часто бывал с ними в имении, которое содержал для Жанны, и, конечно, в его фотоальбомах осталось много портретов детей. Вот девочка спокойно смотрит в объектив, обеими руками обнимая своих кукол. А здесь брат и сестра резво бегут навстречу отцу, удачно запечатлевшему их в прыжке. Рождение внебрачных наследников Золя долго держал в тайне, а фотопленка молчаливо документировала их жизнь. Многие портреты Денизы и Жака хранятся сейчас в музее Орсе во Франции.
Новаторский подход Золя к фотографии улавливается в некоторых его автопортретах, выполненных в нетипичной для того времени манере. Например, один из снимков, проявленный в голубом цвете и демонстрирующий писателя в профиль, идет вразрез с привычными изображениями в анфас или три четверти. Такой ракурс добавляет изображению драматического напряжения, считает искусствовед, специализирующийся на фотографии, Антуан Роман. Золя хотел делать новые открытия, и это дает нам «чувство постоянного эстетического поиска», комментирует аукцион Роман в интервью журналу France Culture.
В коллекцию проданных снимков вошли также виды Парижа конца XIX века и портреты Александрины. Помимо кадров, сделанных в родной Франции, на аукционе была выставлена серия снимков из вынужденного изгнания из страны, которое писатель провел в Лондоне, после его знаменитой статьи «Я обвиняю», написанной в поддержку французского офицера Альфреда Дрейфуса.
Тамара Салковская |
Рекомендуем |