Партнеры Живи добром

Евгений Дога. «Я все время бегал за солнцем. Для меня оно было только восходящим»


А знаете ли вы прекрасную музыку из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»? Наверняка, ведь один раз услышав ее, вы не сможете ее позабыть – так она нежна, проникнута задумчивостью и светлой грустью. 


Перу ее автора – Евгения Доги -  принадлежит, помимо этого вальса, огромное количество музыкальных произведений: симфония, балеты, кантаты, театральная музыка, музыка для кино, песни и т.д. Создавать столь вдохновенные произведения, помимо огромного таланта, помогает, как представляется, склад личности самого композитора: человек с большим и добрым сердцем, искренней любовью к своему делу и людям. Человек с большой буквы. 


Евгений Дога


Евгений Дога (молд. Eugen Doga) – уроженец Молдавской республики, где он появился на свет в радостный первый день весны одного из наитяжелейших годов в истории нашей страны – 1937. Несмотря на трудные времена для СССР (назревал конфликт, приведший впоследствии ко Второй Мировой войне; в стране бушевали репрессии), на печальное положение семьи (отец Евгения Доги погиб на войне, и мальчику с ранних лет приходилось помогать во всем своей овдовевшей матери), будущий композитор умел найти радость в красоте природы родного села Мокры, а позже – и в музыке. Свой первый «контакт» с музыкальным инструментом – роялем – Дога описывает так: 


«Позже я уже сам подошел к роялю и почему-то из всех, случайно нащупанных клавиш, пальцы остановились на трех белых. Эти клавиши как токи заряжали мою детскую душу. Это был до-мажорный аккорд, чистый, светлый и бесконечный. Десятки лет я искал все новые клавиши, новые звуки, пытался подключиться к Вселенскому органу, но меня все больше и больше тянет к тому, до-мажорному, аккорду, что случайно зазвучал для меня когда-то и таинство которого не распознал и вряд ли распознаю до конца и сегодня».


Так магия музыки проникла в жизнь молодого человека, и после окончания школы он, не имея денег, вооруженный лишь своим искренним желанием, отправился в Кишинев, где надеялся поступить в музыкальное училище. И как не поверить в судьбу, когда подумаешь, что не имеющего в музыке никакого опыта юношу приняли в это училище в 1951 году и что он, трудясь не покладая рук, сумел нагнать сверстников в короткий срок. Успеху будущего композитора способствовали его педагоги, среди которых особое место занимал Павел Иванович Бачинин, о котором Дога скажет: «Он научил меня не столько игре на виолончели, сколько просто быть человеком». 


Евгений Дога


К сожалению, после окончания консерватории в 1960 году путь к карьере музыканта преградила травма – паралич руки. Но в тот момент для Евгения Доги открылась другая дверь – он решил писать музыку. В предыдущие годы он уже имел опыт оркестровки музыкальных сочинений, подрабатывая на радио. Кроме того, уже учась в консерватории, он дебютировал как композитор: его произведение «Новогодняя песня» впервые звучит в эфире молдавского радио в 1957 году. 


После еще пяти лет в консерватории он мог не только сочинять музыкальные произведения, но и дирижировать оркестром. Дога также увлекся педагогической деятельностью, занимался преподаванием теории музыки, написал и издал учебник для студентов. 


Над деятельностью композитора всегда довлело стремление сделать окружающий мир лучше, добрее. Концерты под его руководством проходили в самых разных республиках и странах, пользуясь неизменным успехом. Композитор говорит об этом: 


«Облик человека определяет его конкретное дело, которое идет на благо людям и обществу. И концерты, которые я провожу в Кишиневе, Москве, Петербурге, Курске или Бухаресте, служат именно этой идее объединения людей, сохранению идеалов, которые делают людей добрее, толерантнее, от которых и цветы расцветают, да и солнце ярче кажется».


Эта гуманистическая направленность воплотилась и в общественной деятельности Евгения Доги. Он работал в Министерстве культуры Молдовы, в комиссии по Ленинским и Государственным премиям СССР, председательствовал в жюри на многочисленных конкурсах и фестивалях. В 2012 году композитор основал фонд «Доминанта», чья деятельность направлена на укрепление сотрудничества в музыкальной сфере внутри страны и за ее пределами, на развитие и сохранение культурных богатств. В 2014 же появился музыкальный салон Евгения Доги, цель которого опять же – объединение людей на почве творчества. 


Евгений Дога


Сегодня этот прекрасный человек, автор многочисленных произведений, среди которых, кстати, музыка для Олимпиады 1980 года, дирижер, педагог продолжает творить, мечтая своей музыкой объединить столь разобщенный сегодня мир. Два вальса Евгения Доги входят в список двухсот лучших классических произведений всех времен, а он все еще считает себя учеником. Такая поразительная скромность, доброта, гуманизм, наверное, и делают музыку композитора такой волнующей и незабываемой. Пожалуй, можно сказать, что Евгений Дога – яркий пример того, как человек своей творческой энергией может менять мир вокруг себя, делать его лучше и добрее. 



Давыдова Евгения



 

Рекомендуем

Бэлла Ахмадулина. «Не все в жизни выбираешь, иное – выбирает тебя»
Юрий Гуляев, советский оперный и эстрадный певец
Мастер-классы на выставке «Кижская азбука»
Разум и чувства роботов («Чужой: Завет», реж. Ридли Скотт)
36 Международный студенческий фестиваль ВГИК. Итоги
Приветы из Епифани
Кино. Личность. Алескей Балабанов
Вечер «Я, конечно, вернусь...» к 80-летию Владимира Высоцкого
Модный приём: расставляем акценты в интерьере
38-й ММКФ. Конкурс. "Дневник машиниста" реж. Милош Радович