Иоганн Себастьян Бах: 330 лет со дня рождения гения
Вклад некоторых личностей в мировое классическое искусство переоценить невозможно: как представить классическую литературу без произведений Гюго, или живопись, лишенную гения Рембрандта? Так, творчество Иоганна Себастьяна Баха представляет особую ценность для всемирного музыкального наследия.
Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в небольшом городке в Тюрингии в очень музыкальной семье – будущее композитора было в каком-то смысле предопределено. В Германии фамилия Бах издавна свидетельствовала о занятии ее обладателя. Христофор, дед Себастьяна, играл на органе в Веймаре, отец был придворным музыкантом, а произведения дяди, тоже Баха, восхищают своей незаурядностью и смелостью и поныне. Несложно догадаться, какая дорога ожидала Себастьяна.
С самого раннего возраста мальчик проявлял склонность к музыке и усердно учился, готовясь к приходской службе. Себастьяна тянуло к нетривиальной высокой музыке, и впоследствии он начал импровизировать в церкви, освежая каноничные строгие мелодии необычными вариациями. Пренебрегая рамками, предписанными ему должностью, он вырывался из традиционных законов простого, рутинного исполнения, чем пленял посетителей и вызывал недюжинное возмущение консисторского начальства. Недовольство высказывали и ученики молодого музыканта. Бах преподавал в школьном хоре Арнштадта. Несмотря на блестящее владение предметом, учитель из него вышел неважный: он не церемонился с подопечными и на малейшую шалость отвечал сначала яростью, а потом равнодушием. Известно, что однажды Себастьян даже подрался со своими воспитанниками, не выдержавшими его едко-презрительного отношения.
Несмотря на неприятную обстановку, музыкант продолжал совершенствоваться в искусстве, посвящая все свободное время сочинительству и практике. Примерно в то же время он отправился в Любек к Дитриху Букстехуде, прославленному органисту в летах, чтобы послушать его виртуозную игру. Господин Букстехуде очень скоро оценил незаурядные дарования Себастьяна и обращался к нему не иначе, как «Дорогой собрат!..» Внимательному ученику мастер передал лучшее из традиций северонемецкой школы. Однако мудрый Букстехуде не только видел в нем творческого преемника: он был совсем не прочь породниться, осознавая, насколько выгодную партию мог составить Себастьян его дочери. Увы, союз не состоялся: невеста, при всем обилии талантов, вовсе не была хороша собой и не сумела вызвать симпатии вероятного супруга…
В Арнштадте первый триумф юного органиста встретили прохладно. Длительная отлучка от службы не могла не вызвать раздражения в консистории, где не преминули высказать претензии. Вскоре Себастьян перебрался в Мюльхаузен, где продолжил изучать устройство органа и начал давать частные уроки. Он всячески пытался облагородить музыкальную культуру города, но дело продвигалось с трудом: местные власти не компенсировали материальных затрат. Именно в Мюльхаузене в 1708 году композитор издал свою первую и единственную выпущенную при жизни кантату «Из глубины взываю», которая отчетливо демонстрировала собственный его стиль, освобожденный от влияния северных мастеров. В том же году Бах получил должность придворного органиста в Веймаре. На нее он согласился без колебаний – новая работа обеспечила бы ему достаток, и, главное, возможности для занятия музыкой.
Не оцененные по достоинству современниками композиции, сочиненные в Веймаре – это и есть великий, бессмертный Бах, это суть его творчества. Сложно поверить, но произведения, созданные музыкантом именно в возрасте 23-30 лет, чаще всего исполняются в современности. Мастер Иоганн Себастьян Бах, зрелый композитор, славный искусным, безгранично свободным обращением с инструментом, сформировался в веймарские годы. Публика восхищалась им. Говорят, сам кронпринц Фридрих снял с руки перстень с драгоценным камнем и передал его музыканту, чтобы выразить благоговение перед талантом! Несмотря на успех, Себастьян не переставал испытывать давление со стороны богословов и начальства – его сочинения все-таки разительно отличались от аскетичной «правильной» музыки.
В 1717 году композитор посетил Дрезден, где с ним приключилась любопытная история. Себастьяна позвали на концерт придворного капельмейстера Луи Маршана. После блестящего выступления Маршана на сцену пригласили веймарского музыканта. Бах, исполняя ту же композицию, продемонстрировал множество ее вариаций, чем ошеломил гостей. Поразительно, но провинциальный приходской музыкант превзошел знатного версальского артиста!
Творческая сила композитора не слабела перед лицом преград. Судьба чинила одно препятствие за другим, испытывая талант: церковники не признавали его музыку, муниципальные власти отказывались помочь. Несговорчивого художника даже сажали в тюрьму за излишнюю строптивость. Здоровье подводило его – на закате лет композитор претерпел две неудачные операции в попытках сохранить зрение, испорченное еще в юности за постоянной перепиской нот. Борьбу с неодолимым роком, самоотречение ради искусства сегодня называют «феноменом Баха».
Наследие великого музыканта включает более 1000 произведений для разных инструментов – органа, клавира, скрипки, написанных как для церковного, так и светского исполнения. Музыка для Иоганна Себастьяна Баха была смыслом существования, а потому стояла выше житейских неурядиц, в стороне от личных невзгод и тщеславных устремлений. Большая слава пришла к композитору лишь в XIX веке. Свет баховского гения отразился в творчестве Шумана, Бетховена, Брамса и других деятелей музыки.
Денюкова Гузелия
|
Рекомендуем |