Франц Кафка и его «кафкианский кошмар»
Немецкоязычный писатель с чешским происхождением, Франц Кафка, родился 3 июля 1883 года в Праге, в семье еврея Германа и дочери зажиточного пивовара Юлии (в девичестве Этл Леви). Мать писателя разговаривала в основном на немецком языке, отчего Франц и начал писать свои произведения на немецком, но и родной чешский язык он знал прекрасно.
Писатель не был единственным ребенком в семье. У него было два брата и три сестры (Франц был старшим в семье). Оба брата скончались в младенчестве, а сестры умерли в концлагерях Польши.
Жизнь писателя не была слишком уж занимательна. В 1901 году писатель окончил гимназию, затем поступил в Пражский Карлов университет и по окончании получил степень юридических наук. Тираничный отец хотел, чтобы сын работал в его лавке, а не занимался сочинением рассказов (отец был категорически против этого). Из-за этого и без того шаткий рассудок Франца пошатнулся, накатила волна депрессивного состояния, которая подтолкнула его к самоубийству. Он даже написал предсмертное письмо своему другу Максу Броду, которой много лет спустя поделился этим откровением в своей биографической книге «о Франце Кафке». Другу удалось помешать писателю покончить с собой в последний миг.
В итоге после этапа безумств, наступило временное затишье и спокойствие в душе Кафки, и он поступил на службу в страховое агентство. Но эта работа была для него тяжким бременем, и вызывала приступы ненависти к начальству, коллегам и клиентам. Его отдушиной была литература. Вставая вечером из-за стола в агентстве, одна работа для него заканчивалась, а ночью уже дома, начиналась другая. Но свои произведения он не давал читать даже близкому другу Максу и не пытался публиковать.
Несмотря на свою аккуратную внешность, спокойное поведение и чувство юмора писателю не везло в любви. Впрочем, скорее всего причиной этому была его крайняя самокритичность и частые приступы депрессии. Например, с 1912 по 1917 год он ухаживал за Фелицией Бауэр, с которой он два раза венчался и так же два раза разрывал помолвку без каких-либо видимых на то причин. Общение с невестой, происходило в основном через письма, вследствие чего, у писателя сложился обманчивый образ своей будущей жены.
Второй его невестой была Юлия Вохрыцек, с которой так же у Франца ничего не сложилось. В 1920 году у него возникли отношения с замужней журналисткой Миленой Есенской, которая переводила его произведения.
В 1923 году он на несколько месяцев с новой возлюбленной Дорой Диамант переехал в Берлин, чтобы сосредоточиться на своем литературном творении, но вскоре вернулся в Прагу. После поездки здоровье писателя резко ухудшилось. Из-за обострившегося туберкулеза гортани писатель не мог есть и 3 июня 1924 года умер в Вене от истощения. Его тело покоится в Праге на еврейском кладбище.
Франц Кафка при жизни опубликовал «Созерцание», «Сельский врач», «Кары», «Голодарь» и «Кочегар», но остальные свои рукописи завещал Максу Броду сжечь после своей смерти. Его возлюбленная Дора Диамант так и поступила с теми рукописями, что хранились у нее, но друг начал читать их, не смог оторваться и, на наше счастье, опубликовал.
Вследствие своего деспотичного детства писатель был крайне неуверен в себе, подвергал любое свое действие самоанализу. Спокойно жить ему так же не давали его хронические болезни (туберкулез, импотенция, бессонница, мигрени). В своих «Дневниках» он писал: «Я не могу спать. Только видения, никакого сна. Странная неустойчивость всего моего внутреннего существа. Чудовищный мир, который я ношу в голове». Так же в своих «Дневниках» он часто описывал ночные кошмары, которые он видел, если ему удавалось ненадолго уснуть.
Все это повлияло на творчество писателя, весь свой страшный и пугающий внутренний мир он изливал на бумагу, отчего сейчас от прочтения голова идет кругом. Даже сам читатель порой не понимает спит он или находиться сейчас в реальном мире. Кажется, как будто ты сам существуешь в его рассказе и становиться жутко. Страшно от той безысходности, что тебе не выбраться из этого рассказа, так же, как и героям книг. Все его произведения пронизаны черной нелогичностью, депрессивным абсурдом.
В наше время отношение к его произведениям неоднозначны. Кто-то начинает читать его произведения и бросает на середине, поражаясь тому беспорядку что твориться в жизни главного героя, и не понимая, как такое могло прийти в голову. Другие любят его произведения, перечитывают и восхищаются необычностью форм фантазии писателя. Какой же вывод можем мы сделать? А такой, что, как бы к нему не относились он был бесспорно поражающим и восхищающим наше воображение.
Дарья Бахус
|
Рекомендуем |