Габриэль Гарсиа Маркес. Колумбийский маг
Человек не рождается раз и навсегда в тот день, когда мать производит его на свет,
жизнь заставляет его снова и снова — много раз — родиться заново самому
(Гарсиа Маркес)
Великий Габо был мудрым и изобретательным человеком. Колумбиец придумывал о себе множество мифов дабы заставить литературоведов долго «ломать голову», что же правда, а что ложь в его насыщенной событиями жизни. Немногим удалось получить одобрение Маркеса. Единственный биограф писателя, заслуживший позитивную оценку — Джеральд Мартин. Крупнейший специалист в мире по латиноамериканской литературе собирал необходимый материал 17 лет. За этот внушительный временной отрезок он взял у требовательного Габо 300 интервью. Маркес появился на свет шестого марта 1927 года в неприметном городке с причудливым названием Аракатака. Для каждого человека детство является временем открытий и чудес. А маленький Габриэль видел волшебство в мистических фольклорных сказках, рассказанных бабушкой. Живой народный язык поразил мальчика. В зрелом возрасте писатель всё ещё помнил чародейские рассказы и даже использовал их как основу для собственных книг. Габо, как и подобает настоящему латиноамериканцу, спокойствием не отличался. Горячий, страстный характер давал свои плоды: Маркес постоянно становился героем забавных историй. К примеру, однажды журналисты придумали для прозаика забавное прозвище - «Габриэль Гарсиа Маркетинг», ведь харизматичный писатель страсть как любил саморекламу. Не менее интересная история происходила с мастером пера, когда он писал свой самый главный роман «Сто лет одиночества». В 1965 году у Маркеса появился замысел первой главы произведения. Для осуществления задуманного Гарсиа запёрся в своей комнате, взял бумагу и ручку и начал писать. Через 18 месяцев он вышел из заточения, имея на руках будущий шедевр мировой литературы в 1300 страниц. В скором времени писатель и его жена Мерседес Барча отправились на почту. Супругам необходимо было отправить рукопись в Буэнос-Айрес. «У обоих был такой вид, будто они пережили катастрофу». И не мудрено так выглядеть: огромные долги не давали жить спокойно. А чтобы найти деньги на отправку романа, им пришлось заложить собственные бытовые приборы: обогреватель, фен и соковыжималку. После этого Мерседес сказала мужу следующее: «Ну, вот, Габо, теперь только осталось, чтобы твоя книга оказалась никому не нужным барахлом». К слову, именно Мерседес посвящено ещё одно популярное произведения колумбийца — «Любовь во время холеры». Но на этом приключения романа «Сто лет одиночества» не спешили заканчиваться. Иллюстратор первого издания книги очень творчески подошёл к своей работе: в слове “soledad” («одиночество») он зеркально развернул букву «Е», таким образом решив подчеркнуть необычность текста. Однако продавцы в книжных магазинах подобного творческого подхода не поняли и стали заклеивать на обложках необычную букву. Надо сказать, что писатель положил начало такому направлению, как «магический реализм». Хотя свой первый роман 23-летний Маркес написал под влиянием творчества американского романиста Уильяма Фолкнера. Тогда латиноамериканская литература шла вразрез с западноевропейской. Если западноевропейская культура имела под собой твёрдую почву, то латиноамериканским писателям, начиная с 18 века, было сложней. Они заново «давали названия вещам» (Алехо Карпентьер). И так как в Америке фольклорная традиция имела прочные позиции, то закономерно появление произведений, где обыденное переплетается со сказочным. Маркес подчеркивал свою веру в магию реальной жизни: «Я думаю, что Карпентьер «магическим реализмом» на самом деле называет то чудо, каким является реальность, и именно реальности Латинской Америки вообще. Она — магическая». Великий Габо по праву великий. Он получил Нобелевскую премию по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». Кроме упомянутых выше произведений Маркес написал немало хороших текстов. Среди них есть и романы, и сборники, и даже мемуары — «Осень патриарха», «Полковнику никто не пишет», «Палая листва», «Недобрый час», «Генерал в своем лабиринте», «Жить, чтобы рассказывать о жизни», «Двенадцать странствующих рассказов». Но жестокая реальность отторгает магию. У Гарсиа обнаружили рак легких. Эту болезнь удалось победить после долгих и тяжелых операций, но через несколько лет писателя поразил другой болезненный недуг — лимфома. Он продолжал бороться за жизнь. Но к сожалению, колумбийский маг не дожил до ста.
Анна Мареева
|
Рекомендуем |