Партнеры Живи добром

Литературная игра Ника Перумова

 

Известный русский писатель и скромный американский микробиолог Николай Перумов родился 21 ноября 1963 года в Ленинграде, в годы пика популярности жанра фэнтези во всем мире. Николай с детства увлекался книгами. По отцовской линии Перумов принадлежит к древнему благородному армянскому роду, перебравшемуся в Россию только в начале 19 века. По материнской линии в его жилах течет кровь столбовых дворян, получивших титул еще до реформ Петра Великого.

Перумов-младший пошел по стопам отца, в науку. Он покинул стены Ленинградского политехнического института с дипломом инженера-физика и отработал 10 лет в отечественном НИИ по направлению молекулярная биология.

пекрр.jpg

История фантаста Николая Перумова, вероятно, началась в тот день, когда ему в руки попалась книга «Властелин Колец» Д.Р.Р. Толкина, английского профессора, с чьей легкой руки жанр фэнтези стал самым захватывающим жанром современности.

Очарованный, как и многие другие, созданным кельтским воображением миром, Перумов не ограничился восхищенными отзывами и дотошным изучением Средиземья, он начал творить – писать книгу-продолжение, которую назвал «Нисхождение Тьмы или 300 лет спустя».

Книги российского писателя о событиях Четвертой Эпохи в вымышленной вселенной Средиземья  уже долгие годы не теряют своей популярности. Однако поклонники Толкина не смогли простить Перумову фамильярного обращения с классикой – аренды Средиземья и насаждения там чужеродных персонажей. Перумов воссоздавал атмосферу волшебства, подражал стилю письма профессора, брал в герои однотипных персонажей, разыгрывал ситуации, схожие со сценами романа «Властелин Колец». Перумов честно пытался оживить героев, открыть перед ними новые просторы и вывести из черно-белой системы классического фэнтези. Сам Перумов называет это «литературной игрой».

Однако воображения талантливого писателя оказалось недостаточно, чтобы книга обрела скелет, обросла мышцами, а сердце забилось, как живое. Перумов написал книгу, но совершить чудо, вдохнуть вторую жизнь во вселенную Средиземья – у него не вышло. Впрочем, многие читатели были ему благодарны за возможность вернуться в привычный и полюбившийся мир. Нику удалось практически точно срисовать Средиземье Толкина – тропинки Хоббитании, морийские копи, эльфийские леса. Его герои жили там же, где жили и совершали свои подвиги хоббиты Фродо, Сэм, Мерри и Пиппин, потомок королей Севера – Арагорн, маг Гэндальф и другие.

карта.jpg

Добротность прозы, преданность жанру и старание Перумова не остались незамеченными. Нику дали прозвище отца-основателя русского фэнтези. Не стоит забывать, что дело происходило в 80-ые, когда фантастика в России была только научной.

Возможно, Перумову не стоило публиковать свою первую книгу, являющуюся, скорее, пробой пера, нежели самостоятельным детищем. Представив на суд читателя книгу, взращенную в среде чужого воображения, он вызвал волну противоречивых эмоций: интерес, ностальгию, любовь и лютую ненависть. В прессе мелькали заметки, что писателю даже угрожали физической расправой. Несмотря на подобные заявления, Ник Перумов – один из немногих писателей, который получил живой отклик от читателей и до сих пор остается с ними в диалоге.

Во время бурного и противоречивого обсуждения первого произведения, Перумов продолжил писать. Занимаясь созданием своих произведений, Ник обретал гармонию, уходил от серой обыденной реальности и проникал в иные миры, которые создавал сам. На первых порах ему помогали уже известные архетипы, мифы, философские тезисы и легенды. Однако чем больше он писал, тем больше понимал, что его собственное воображение способно к мифотворчеству в той же мере и ничуть не меньше.

Главным своим достижением Ник Перумов считает создание собственного мира, существующего по определенным законам. «Упорядоченное» – система взаимосвязанных миров, место действия многих книг, арена битв многих его героев, плавно переходящих из книги в книгу. За основу Ник берет узнаваемую и многими любимую германо-скандинавскую мифологию, рисует средневековые пейзажи, населяет миры магами, богами и воинами, дарит своим героям и местам благозвучные и гордые имена из эпических песен.

перумов2.jpg

Читатели, новое поколение 90-х годов, «эффективные менеджеры», которых сам Перумов называет прагматиками, циниками, но отчаянными романтиками, обожают фантаста. Они прощают ему все: отсутствие пушкинского языка, построение сюжета наподобие компьютерной игры, обилие стереотипных ситуаций, сюжетные рояли, кровавые подробности и излишнюю жестокость. Они прощают ему все за приключения в мирах, населенных эльфами, гномами, альвами, за возможность почувствовать себя могущественными магами, бесстрашными воинами или непобедимыми богами.

Сегодня Николай Перумов, в возрасте 52 лет, продолжает пребывать в творческом полете. Он опубликовал 23 книги, часть из которых переведены на чешский, польский, немецкий и английский языки. Сейчас Ник живет в Северной Каролине (США), где продолжает писать, а также работает в научном институте по своей основной специальности – биолога.

Когда в России культура нового времени, включающая в себя опыт тысячелетий, достигнет зрелости,  устоится, подобно английской культуре середины 20 века, когда язык, форма, мысли обретут гармоничное очертание, тогда созданные произведения не будут вызывать отторжения, будут совершенны по всем предъявляемым к литературе критериями. Но пока мы пожинаем плоды своего времени и Ник Перумов, как никто другой, является его представителем, факелоносцем, ведь воображение его горит ничуть не тише, чем пылающее сердце Данко.


Скобина Евгения


 

Рекомендуем

Святослав Бэлза. Судьба помогает волящему
Благотворительный фонд «Галчонок» в гостях у «Современника»!
Diptyque: аромат Розы
Убийственная шутка («Достать ножи», реж. Райан Джонсон)
Эрик Рассел: от творчества на двоих до Зала Славы
Монолог режиссера. Миммо Калопрести
Кино. Анонс. «Находка»
«День Моды»
Морис Бежар. Счастье творить
Томас Манн: «Мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха»