Непристойный Пьетро Аретино
«Вообще-то он был сутенёром, порнографом, бездельником, клеветником, подхалимом и шантажистом, обладавшим непристойным, ослепительным остроумием и выдающимся даром наглости», – именно этими словами Раймонд Вэддингтон (Raymond Waddington) сопроводил введение к своей книге об одном из самых значимых литературных деятелей 16 века, Пьетро Аретино.
Карикатурист «многоликих мужей Возрождения», повергающих «сильных мира сего» в дрожь, умел раздражать людей. «Итальянский Гаргантюа», падкий на земные наслаждения, представлялся распивающим великолепные вина и радостно разделявшим все прелести сладострастия. «Почему, спросите вы, человек, не получивший наследства, так неумеренно расходует средства? Да потому, что у меня душа короля».
Однако он отнюдь не был лишен ума и вкуса, прекрасно разбирался в искусстве, чем заслужил уважение современников. Близко дружил с Тицианом, личным «Апеллесом» Императора Священной Римской империи Карла V. Именно он является автором нескольких портретов гения сатиры периода Возрождения. Самый известный сегодня можно встретить в коллекции Палацио Питти, Флоренция.
Облачённый в красно-золотые одежды, Аретино выступает из темноты, закрывая своей фигурой практически всю площадь портрета. Тициан сумел передать и надменный поворот головы, и волевой взгляд, диктуемый своевольной натурой, с лёгким налёт цинизма. Если честно, Аретино не был в восторге от портрета, о чём сетовал самому Козимо I Медичи: изображённая роскошь оказалась для него недостаточной.
Пьетро был родом из города Ареццо, от названия которого происходит его фамилия - Аретино. Его отец был простым сапожником, поэтому на высказывания о своём неблагородном происхождении Аретино отвечал в свойственной ему манере: «Я всем этим Нобелям пожелал бы таких сыновей, какого сумел родить простой сапожник из Ареццо». Не забыв о своей малой родине, он некогда поддержал молодого скульптора Леоне Леони, в последствие ставшего знаменитым скульптором, «Лисиппом» Карла V.
Ренессанс, или период Возрождения, задал современному искусству новый тренд: ориентация на эллинистическую Грецию. Произведения искусства, литературы, философии и фольклора классического периода стали основой для многих шедевров периода расцвета. Аретино, повинуясь современным ему веяниям, отчасти обрёл себя в мифологии, примерив образ сатира.
Мифический Силен, обладающий даром предсказания, был известен своими грубыми, но честными комментариями в отношении человеческих пороков(особенно сексуального характера). Что было перенято Аретино для создания собственного литературного образа. «Veritas odium parit» («Истина рождает ненависть») стало литературным кредо: сатира Аретино - метод выражения правды, позволяющий избежать лесть и педантизм.
Приехав в 1517 году в Рим, Аретино очень быстро пробился в священную курию, встретившую его развращёнными нравами, против которых уже бунтовал Савонарола (1949) и будет протестовать Мартин Лютер (1517).
Разочаровавшись, Аретино издал свои первые литературные творения – «злобные» пасквинаты, где упомянул самых известных представителей папской курии.
Буквально семь лет спустя, Аретино оказался в центре скандала со своим сочинением «Сладострастные сонеты», иллюстрировавшие «скабрезные» рисунки художника Джулио Романо. 16 рисунков, изображающих священнослужителей с куртизанками, сопровождались сонетами и были тайно распространены списками (а позднее опубликованы в Венеции, в 1556 году).
Для Аретино эта история закончилась покушением и побегом из Рима. Всю ненависть к папству выразило «Суждение, или Предсказание о Годе 1527-м маэстро Пасквино, пятого евангелиста». Адресовав произведение напрямую папе, Аретино ликовал, когда каждое слово стало сбываться: Рим был разграблен, а папа пленён.
Обосновавшись в Венеции, Аретино писал, что он может зарабатывать тысячу скуди «с помощью бумаги и бутылки чернил». Осваивая жанр журналистского репортажа (вероятно, впервые в истории). Ярчайшим примером служит письмо о смерти Джованни де Медичи (Джованни Далле Банде Нере). Все «репортажные письма», целая летопись эпохи, были изданы в шести томах. Уход в сторону документальности чётко выражен в попытка создания богоугодных произведений.
Широкоизвестные библейские сюжеты без лишней патетики, в строгом и последовательном изложении рассказывали о Страстях Христовых, житие святой Екатерины, святой Марии и прочих. Не оставлял Аретино и драматургию, продолжая создавать комедии на злобу дня: «Кузнец», «Комедия о придворных нравах», «Лицемер» и пр.
Впрочем, внутренний «бесёнок» всё же дал о себе знать. «Рассуждения» и «Диалог» – два произведения, надолго увязших под эгидой порнографии. Созданные в ставшем традиционным жанре эротической сатиры, по образу «Декамерона».
Некогда Джон Аддингтон Симондс, английский литературный критик и поэт, в своём труде, посвящённым периоду Возрождения в Италии писал об Аретино: «Сколько отвращения, на которое он вдохновлял, может быть приписано изменению вкусов и ощущений? … Мы не должны испытывать ненависть из-за его лживости, нечистоплотности, жестокости и заносчивости, ослепляющим, не дающим распознать элементы силы и свободы».
Будучи писателем Нового времени, Пьетро Аретино действительно с трудом вписывался в «возрожденческую» мораль и нравы. Вызывая отвращение, раздражая и шокирую, его произведения достигали ума, сердца и прочие читательские «чресла». Заставляя думать и переступать через наваждения, Аретино учит видеть сокрытое и читать между строк.
Александра Пешкова