Партнеры Живи добром

Непристойный Пьетро Аретино


«Вообще-то он был сутенёром, порнографом, бездельником, клеветником, подхалимом и шантажистом, обладавшим непристойным, ослепительным остроумием и выдающимся даром наглости», – именно этими словами Раймонд Вэддингтон (Raymond Waddington) сопроводил введение к своей книге об одном из самых значимых литературных деятелей 16 века, Пьетро Аретино.

Карикатурист «многоликих мужей Возрождения», повергающих «сильных мира сего» в дрожь, умел раздражать людей. «Итальянский Гаргантюа», падкий на земные наслаждения, представлялся распивающим великолепные вина и радостно разделявшим все прелести сладострастия. «Почему, спросите вы, человек, не получивший наследства, так неумеренно расходует средства? Да потому, что у меня душа короля».

Однако он отнюдь не был лишен ума и вкуса, прекрасно разбирался в искусстве, чем заслужил уважение современников. Близко дружил с Тицианом, личным «Апеллесом» Императора Священной Римской империи Карла V. Именно он является автором нескольких портретов гения сатиры периода Возрождения. Самый известный сегодня можно встретить в коллекции Палацио Питти, Флоренция.

1.jpg

Облачённый в красно-золотые одежды, Аретино выступает из темноты, закрывая своей фигурой практически всю площадь портрета. Тициан сумел передать и надменный поворот головы, и волевой взгляд, диктуемый своевольной натурой, с лёгким налёт цинизма. Если честно, Аретино не был в восторге от портрета, о чём сетовал самому Козимо I Медичи: изображённая роскошь оказалась для него недостаточной.

Пьетро был родом из города Ареццо, от названия которого происходит его фамилия - Аретино. Его отец был простым сапожником, поэтому на высказывания о своём неблагородном происхождении Аретино отвечал в свойственной ему манере: «Я всем этим Нобелям пожелал бы таких сыновей, какого сумел родить простой сапожник из Ареццо». Не забыв о своей малой родине, он некогда поддержал молодого скульптора Леоне Леони, в последствие ставшего знаменитым скульптором, «Лисиппом» Карла V.

Ренессанс, или период Возрождения, задал современному искусству новый тренд: ориентация на эллинистическую Грецию. Произведения искусства, литературы, философии и фольклора  классического периода стали основой для многих шедевров периода расцвета. Аретино, повинуясь современным ему веяниям, отчасти обрёл себя в мифологии, примерив образ сатира.

2.jpg

Мифический Силен, обладающий даром предсказания, был известен своими грубыми, но честными комментариями в отношении человеческих пороков(особенно сексуального характера). Что было перенято Аретино для создания собственного литературного образа. «Veritas odium parit» («Истина рождает ненависть») стало литературным кредо: сатира Аретино - метод выражения правды, позволяющий избежать лесть и педантизм.

Приехав в 1517 году в Рим, Аретино очень быстро пробился в священную курию, встретившую его развращёнными нравами, против которых уже бунтовал Савонарола (1949) и будет протестовать Мартин Лютер (1517). Разочаровавшись, Аретино издал свои первые литературные творения – «злобные» пасквинаты, где упомянул самых известных представителей папской курии.

Буквально семь лет спустя, Аретино оказался в центре скандала со своим сочинением «Сладострастные сонеты», иллюстрировавшие «скабрезные» рисунки художника Джулио Романо. 16 рисунков, изображающих священнослужителей с куртизанками, сопровождались сонетами и были тайно распространены списками (а позднее опубликованы в Венеции, в 1556 году).

3.jpg

Для Аретино эта история закончилась покушением и побегом из Рима. Всю ненависть к папству выразило «Суждение, или Предсказание о Годе 1527-м маэстро Пасквино, пятого евангелиста». Адресовав произведение напрямую папе, Аретино ликовал, когда каждое слово стало сбываться: Рим был разграблен, а папа пленён.

Обосновавшись в Венеции, Аретино писал, что он может зарабатывать тысячу скуди «с помощью бумаги и бутылки чернил». Осваивая жанр журналистского репортажа (вероятно, впервые в истории). Ярчайшим примером служит письмо о смерти Джованни де Медичи (Джованни Далле Банде Нере). Все «репортажные письма», целая летопись эпохи, были изданы в шести томах. Уход в сторону документальности чётко выражен в попытка  создания богоугодных произведений.

Широкоизвестные библейские сюжеты без лишней патетики, в строгом и последовательном изложении рассказывали о Страстях Христовых, житие святой Екатерины, святой Марии и прочих. Не оставлял Аретино и драматургию, продолжая создавать комедии на злобу дня: «Кузнец», «Комедия о придворных нравах», «Лицемер» и пр.

4.jpg

Впрочем, внутренний «бесёнок» всё же дал о себе знать. «Рассуждения» и «Диалог» – два произведения, надолго увязших под эгидой порнографии. Созданные в ставшем традиционным жанре эротической сатиры, по образу «Декамерона».

Некогда Джон Аддингтон Симондс, английский литературный критик и поэт, в своём труде, посвящённым периоду Возрождения в Италии писал об Аретино: «Сколько отвращения, на которое он вдохновлял, может быть приписано изменению вкусов и ощущений? … Мы не должны испытывать ненависть из-за его лживости, нечистоплотности, жестокости и заносчивости, ослепляющим, не дающим распознать элементы силы и свободы».

Будучи писателем Нового времени, Пьетро Аретино действительно с трудом вписывался в «возрожденческую» мораль и нравы. Вызывая отвращение, раздражая и шокирую, его произведения достигали ума, сердца и прочие читательские «чресла». Заставляя думать и переступать через наваждения, Аретино учит видеть сокрытое и читать между строк.

 

Александра Пешкова

 


 

Рекомендуем

Начало всех начал («Довод», реж. Кристофер Нолан)
Неоновая пытка («Вечный свет», реж. Гаспар Ноэ)
Разговорник Холокоста («Уроки фарси», реж. Вадим Перельман)
На пуантах («Большой», реж. Валерий Тодоровский)
Что? Где? Когда? Афиша октября
Писатель больших путешествий
Театр Звезда
Болтливые головы («Поступь хаоса», реж. Даг Лайман)
Коко Шанель. Женщина – легенда
Плейлист для чайников: что такое «соул» и почему люди слушают чужой «шепот под музыку»