Партнеры Живи добром

Патрик Зюскинд и его герои


Like most babies smell like butter 
(Почти все младенцы пахнут маслом;) 
His smell smelled like no other 
(Его же запах не сравнить ни с чем.) 
He was born scentless and senseless 
(Он был рожден без запаха и без чувств.) 
He was born a scentless apprentice 
(… Он был рожден учеником без запаха.) 
Heyyyy, away, go away, go away 
(Э-э-эй! Убирайся прочь! Убирайся!) 

Это строчки из песни «Scentless Apprentice» (рус. «Ученик без запаха») американской рок-группы «Нирвана». Они написаны ее бессменным лидером Куртом Кобейном под сильным впечатлением от романа «Парфюмер», напечатанного в 1985 году. В строках квинтэссенция смысла произведения, мотив упрямой, непреодолимой тяги к убийству главного героя. Убийства он совершал, потому что у него не было запаха, потому что он не ощущал себя человеком. Существует версия, будто Курт Кобейн носил в кармане книгу «Парфюмер», будто чувствовал схожесть с главным героем произведения - Гренуем.

5.jpg

В 2006 году «Парфюмера» экранизировал немецкий кинорежиссер Том Тыквер, потратив астрономическую для немецкого кинопроизводства сумму денег. Хочется верить, что после фильма интерес к этому произведению литературы возрос, и многие выучили сложную фамилию автора, напечатанную в верхней части книги. Автор скромно стоит в тени славы своего литературного детища. Скромное положение его устраивает. Патрик Зюскинд тщательно скрывается от общественности. Ведет уединенный образ жизни. Расширенную информацию о нем сложно найти. Скорее такое поведение писателя продиктовано человеческой скромностью. В ее основе принципы, являющиеся несогласием с тем, что художник – высшее существо, которое парит над миром обычных людей и изрекает истины.

Парфюмер – самое известное произведение писателя, киносценариста. Перед тем, как приступить к работе над романом, Зюскинд перечитал много культурологической литературы, изучал основы парфюмерии.

Его творческое наследие нельзя назвать внушительным. В биографии писателя есть эпизод, когда Патрик Зюскинд, проживая во Франции, писал в стол. Он не публиковал коротких рассказов, по написанным в тот период сценариям не снималось кино. Так что вряд ли вызовет у кого-то удивление тот факт, что какая-то часть, возможно, большая, его произведений пылиться в ящиках рабочего стола. Возможно, пока… 

4.jpg

Возможно в пассивном, длительном режиме материал дорабатывается, пока окончательно не удовлетворит художника. Вряд ли Зюскинда заботит вопрос: писателем какого масштаба он войдет в историю? Этим он демонстрирует душевное здоровье человека, несмотря на наличие таланта, лишенного тщеславия. О душевном здоровье его героев говорить не приходится. Как правило, это люди душевно больные, одинокие.

После написания «Парфюмера» Зюскинд воскликнул: «Написать такой роман ужасно. Не думаю, что сделаю это еще раз». Через три года появляется новелла «Голубка». Герой новеллы - одиночка со странностями, напоминающий и гоголевского Акакия Акакиевича Башмачкина из повести «Шинель», и чеховского героя из «Крыжовника», мечтавшего отделить себя от мира забором, выращивать до конца дней на своем участке крыжовник (мечту осуществил). Так же мал пожилой швейцар «Голубки». Герой похоронил себя в малюсенькой комнатке, которую вот-вот должен выкупить. Комнатка – это он сам. Швейцар собрал в четырех стенах вещи, необходимые для приличной жизни и плавал в своем одиночестве, пока негу грез не разрушила впорхнувшая в дом голубка. В течение дня герой был потрясен не единожды. Ворох неприятных происшествий окончательно добивает героя, превращает в ничтожество, «в тварь дрожащую».

3.jpg

В пьесе-монологе «Контрабас», первом произведении Патрика Зюскинда, вышедшем в 1980 году, главный герой – контрабасист. Он играет в государственном оркестре. Работой доволен, на жизнь хватает. У героя присутствует внутренняя раздвоенность. Он и любит свой контрабас, как тот «инструмент, без которого не обойтись в оркестре», при этом тайно негодует, что на контрабасе не возможно соло и он всегда лишь один из оркестра. Такие настроения усиливаются, а возможно и продиктованы тем фактом, что музыкант влюблен в девушку, поющую оперу.

Душевные томления героя, считающего, что главная преграда между ним и девушкой - контрабас, существенно снижают образ героя. Он хочет крикнуть возлюбленной во время выступления. Пусть бы его выгнали. Но она обратила бы внимание. В широком смысле герой хочет выбраться из рутины, перестать быть конформистом, маленьким человеком. Глупость подхода к сложившейся ситуации рисует человека зацикленного на себе, ограниченного. Инфантилизм мыслей, указывает на то, что скорее всего он не совершит смелого (в его глазах) поступка – крика во время выступления, - который планирует совершить «сегодня, может быть», так и останется «одним из».

Зюскинд характеризовал писательство, как отказ от «беспощадного принуждения к глубине». С долей не явного, но постоянно преследующего во время чтения, комизма написан рассказ «Склонность к глубине». Героиня – художница. Один критик написал, что у нее явные способности художницы, но в ее произведениях нет пока достаточной глубины. Героиня начинает сходить с ума, отказываться от творчества. На выставке ей слышится будто все вокруг отмечают отсутствие у ее картин глубины… До такой степени накручивает, изводит себя, что теряет способность к творчеству. От постоянной рефлексии усиливаются меланхолические настроения, она постепенно спивается. Кончает жизнь самоубийством.

1.jpg

Комический эффект в, казалось бы, драматическом произведении возникает благодаря гротескной манере описания происходящего. Казалось бы, ничтожный посыл - критика приводит к необратимым, печальным последствиям. Да и самоубийство горе-художницы вышло не по задуманному ей сценарию. Она планировала, что упадет с телевизионной башни и разобьется об асфальт, но так как в этот день дул сильный ветер, ее отнесло через все поле к кромке леса и бросило на верхушки деревьев. После происшедшего тот же критик написал статью о подававшей надежды художнице, и, исследуя мотивы, которые подтолкнули ее на столь отчаянный шаг, отметил разлад в натуре художницы, губительную, беспощадную тягу ее к глубине…

 Патрик Зюскинд будто с высоты смотрит на постоянный, глупые терзания художницы. Она слишком боялась мнения о себе и, видимо, действительно не обладала талантом. Он высмеивает человека без стержня, без мнения, который после критики теряет себя, человека на самом деле маленького и слабого. Даже самоубийство, явно рассчитанное на эффект, выходит комичным и глупым. Стремление во что бы то ни стало заявить о себе, даже без достаточных на то оснований, пошлость, глупость …  Этими качествами наделены зюскиндские герои - художница и критик. Эти качества он высмеивает.

В «Повести о господине Зоммер» рассказчик повествует о человеке, которого звали господином Зоммером жители одной местности. Герой-рассказчик был тогда маленький. Этот Зоммер – замкнутый чудак. В себе замкнутый, а дома не сидел, не работал, а все время находился в бесцельном пешем путешествии. Просто ходит, ни с кем не общался, постоянно просил оставить его в покое.

1 (1).jpg

На контрасте в произведении рассказывается о детских воспоминаниях героя, о ярко переживаемых удачах и горестях. На момент повествования рассказчик уже немолодой педант, в молодости скромный пианист… Возможно, к концу жизни он придет к зоммеровскому состоянию. Неумолимость времени, безысходность человеческого бытия, ограниченность личности, - такие настроения автора чувствуешь, когда читаешь произведения.

Герои 3юскинда - душевные одиночки, социофобы, маленькие люди, заплутавшие в своем ничтожестве. Сложно сказать, насколько их образы похожи на самого замкнутого писателя. Однако, герои – это всегда отражение сущности автора, пусть и в кривом зеркале.

Патрик Зюскинд также является автором рассказа «Литературная амнезия», сборника «Три истории и одно наблюдение», автором киносценария «Россини», автором эссе «О любви и смерти».


Татьяна Чижикова

 


 

Рекомендуем

Разбирая Вуди. "Мужья и жены" в постановке Константина Богомолова в МХТ им. Чехова
Миша Мищенко. Новая искренность звука
«Наука видеть» или «вселенское чувство» Кузьмы Петрова-Водкина
Кино. Премьера. "Зверополис"
Михаил Ломоносов. Универсальный человек
«“Мир искусства” поднял знамя для новых завоеваний искусства»
Дневник эстета. Новогодние каникулы в Москве
Великолепный. Неисправимый. Профессионал. Жан Поль Бельмондо
Алистер Кроули: «Делай что хочешь, таков весь закон»
Две стороны одной медали Виктора Гюго