Партнеры Живи добром

Поль Верлен. Неприкаянный гений

                                            

Поль Верлен – французский поэт, живший в девятнадцатом веке. Попадая в категорию прославившихся не только своим талантом, но и скандальной жизнью гениев, он до сих пор вызывает интерес у ценителей поэзии, исследователей, режиссеров. Его судьба – весьма интересный пример вечного метания между стремлением жить по правилам и желанием следовать страстям и нравственно-чувственным наслаждениям, которые не одобряются обществом.

Человек искренний, талантливый и импульсивный, Поль Верлен проживал каждый день, как последний, оставляя потомкам свои впечатления в гениальных стихах. Конечно, их не всегда оценивали вовремя, но истинный поэт пишет для вечности, а не для признания, не так ли?

Родившись в обычной семье и получив образование, молодой Поль работал в канцелярии страховой компании, в муниципалитете Парижа, в общем, вел статичную жизнь молодого буржуа. В то же время, в 14 лет обнаружив у себя поэтический талант, он начинал восхождение по скользкому, тернистому и захватывающему пути творческого человека.

2.jpeg

Писал стихи, иногда печатался, посещал литературные собрания, верил в революционные идеалы своего неспокойного времени и романтические идеалы. В 25 лет его постигла любовь к юной Матильде Моте, чьих родителей было нелегко убедить отдать пятнадцатилетнюю дочь замуж за человека явно горячего нравом и любящего абсент, но Поль добился своего, женившись на девушке.

Тем временем революционное движение Франции, Коммуна, которой он сочувствовал и помогал, была разгромлена, многие его друзья и соратники арестованы и казнены, сам он чудом избежал ареста. Потеряв одну зажигающую его сердце и поддерживающую в нем огонь и вдохновение идею, он обрел новую.

Точнее, не идею, не движение, а человека, юношу восемнадцати лет, выросшего в деревне, простого, дерзкого и обладающего настолько удивительной жизненной силой, что она захлестнула Поля Верлена подобно волне цунами, из-под которой он так и не смог выбраться. Имя этому цунами было Артюр Рембо.

6.jpg

Молодой поэт, написав Полю письмо, прислал свои стихи, попросив совета и поддержки. Стихи были так хороши, что в скором времени Артюр был уже в Париже, в арендованной ему новым другом комнате, и был вхож в литературные круги.

Верлен, все больше проникаясь талантом и энергией товарища, попал под его влияние. Некая внутренняя жажда страстей и накала эмоций, часто свойственная людям, обладающим творческим талантом, во время дружбы и контакта с Рембо сложилась в роковой пазл, полностью лишив Поля собственного здравого смысла и воли, оставив только страсть и тягу к саморазрушению, алкоголизм, жажду злачных и не очень приключений.

Жена и мать безуспешно пытались вернуть Верлена в семью и к спокойному существованию. Все было тщетно. Друзья путешествовали и кутили вместе, ссорились, мирились, писали стихи, искали себя в искусстве.

7.jpg

Все это закончилось тем, что во время очередной ссоры Верлен прострелил Рембо руку, за что был посажен в тюрьму на два года. Жена подала на развод, так и не простив предательства. А сам Рембо, поссорившись с Полем в очередной раз уже после выхода того из тюрьмы, расстался с ним навсегда.

Поль Верлен, лишившись и семьи, и друга, обращался к религии, работал учителем, снова возвращался к богемной неприкаянной жизни, издавал сборники стихов и статей. В 51 год он, имея пошатнувшееся маргинальной жизнью здоровье, скончался от кровотечения в легких.

Судьба его сложна и противоречива, но одно можно сказать точно – будучи человеком искренним, Верлен жил и творил, как ему велело сердце, которое он пронес, словно факел, через всю жизнь, загораясь от людей и идей и теряя огонь и веру, когда эти идеи и люди исчезали. 


Анна Брундза

  


 

Рекомендуем

«Что? Где? Когда?». Январь
Эпоха Бродского: мытарства заблудшего
Почему французы такие гурманы?
«Медея» Пазолини
«Импровизационный БАТЛ. Дети»
Фильмы о молодежи на фестивале RIFF. Мировая девочка
Нечто по-нашему («Кольская сверхглубокая», реж. Арсений Сюхин)
«Всю жизнь я учу и учусь сам»
Роман Виктюк. Бесстрашный "большой ребенок"
Богданов, будь человеком! («Селфи» реж. Николай Хомерики)