Партнеры Живи добром

Родом из «Республики ШКиД». Леонид Пантелеев

 

Не дай Бог никому пережить революцию, гражданскую войну, разруху, голод, нищету, детский дом и вместе с тем идеологическую пропаганду и раскулачивание. Вот уж действительно ад на Земле. Люди, и особенно дети, выживали, как могли.

Свидетелем, а в последствие и летописцем тех страшных лет был Леонид Пантелеев. Советский писатель, автор известной далеко за пределами страны книги «Республика ШКИД». Но это было всё потом. А сейчас голодное детство, постоянное скитание по детским домам, а иногда и просто бродяжничество.

Настоящее имя  Пантелеева — Алексей Иванович Еремеев. Родился он 22 августа 1908 г. в тогда ещё царском Петербурге. Отношения родителей не ладились. Отец - Иван Адрианович - казак, офицер Русско-японской воны, в 1916 г. унаследовал семейное дело - деревообрабатывающий завод во Владимире и уехал туда. Мать - Александра Васильевна - после ухода из семь Еремеева старшего стала преподавать музыку, тем самым пытаясь прокормить детей. У Алексея был ещё брат Вася и сестра Ляля.

Наступил октябрь 1917 г. Спасаясь от разворачивающихся кровопролитных боёв бегством, семья переезжает в Ярославскую губернию. Периодически Александра Васильевна возвращалась в Петербург. Оттуда она привозила вместе с вещами детям книги. Именно тогда начинается появляться интерес к литературному творчеству у Пантелеева.

Panteleev.jpg

Через некоторое время начинают стрелять неподалёку от их домика под Ярославлем. Ощущается голод. В октябре 1918 г. Александра Васильевна решает перевезти детей в Татарстан. Они поселяются в небольшом городе вблизи р. Кама. Но уже через год Еремеева с маленькой дочкой уезжает уже в советский Петроград. Брат Василий уехал на заработки в село. Побывал там и Алексей. Но недолго - всего пару месяцев. Из-за постоянных побоев он сбежал к тётке. Она отправила родного племянника в детский дом, откуда он сбежал в первый же день и отправился на поиски матери в Петроград. 

Так начинаются скитания будущего писателя по стране, продлившиеся почти два года. За это время ему пришлось побывать  ещё в одном детском доме, в детской колонии имени III Интернационала, преодолевать огромные расстояния пешком под палящим солнцем или в лютый мороз. Пару раз он оказывался в больницу. Постоянно хотелось есть. Но денег неоткуда было взять и Пантелееву приходилось красть хоть какую-то еду, чтобы не умереть с голоду.

Лишь в конце лета 1921 г. ему удалось добраться до Петрограда и отыскать семью. Все были живы и здоровы. Жизнь пошла своим чередом. Александра Васильевна устроилась на работу, а Лёша пошёл учиться в гимназию Гейдера. К тому времени её переименовали в Единую Трудовую Школу 149. Но учиться он там не смог из-за сложных взаимоотношений между учениками в классе. Через некоторое время его попросту исключили из школы за плохую дисциплину. Интерес к литературе в тот год у Пантелеева увеличивается, и он начинает писать стихи.  Чтобы покупать книги он стал выкручивать лампочки и продавать их на рынке. Лёшу быстро поймали и отправили в Школу имени Достоевского - Республику ШКиД. 

poster_198075_00001_original.jpg

Именно там он встречает своего друга, а позднее и соавтора книге об этой школе - Григория Белых. И там же Алексей получает своё прозвище - Лёнька Пантелеев, который станет его авторским псевдонимом. Несмотря на то, что в школе было  лучше, чем на улице и учиться стало интересно, ребята убегают. Сначала всё шло так, как они и планировали. Заинтересовавшись кино и всё что с ним связано, перебирались жить в Харьков, где пошли учиться на актёров. Но вскоре им это тоже надоедает, и друзья вновь отправляются в дорогу. На протяжении двух лет, они попросту бродяжничают, перебираясь с места на место. 

В конце 1925 г. вернувшись назад в Ленинград, Пантелеев на пару с Белых пишут книгу "Республика ШКИД". Издают её в 1927 г. и к Пантелееву приходит слава.  Он вместе с Белых активно начинают писать, их печатают в литературных журналах. Они знакомятся с М. Горьким, который много раз писал о книге «Республика ШКИД» в своих статьях и в письмах А. Макаренко, К. Федину и  М. Пришвину. Вращаясь в  литературных кругах, Пантелеев знакомится многими другими писателями - С. Маршаком, Е. Шварцем, Н. Олейниковым и другими. На протяжении десяти лет книгу несколько раз переиздают и даже переводят на все языки народов  СССР.

1936 г. разлучает друзей. Григория Белых арестовывают и сажают в тюрьму, где он и умирает. Пантелееву удаётся чудом избежать той же участи.

leonid_panteleev.jpg

Начинается война. До лета 1942 г. остаётся в осаждённом городе. Находясь на грани жизни и смерти, без карточек на продукты он постоянно пишет свои заметки о жизни блокадного Ленинграда. Благодаря стараниям А. Фадеева тяжелобольного писателя вывозят в Москву. Вернуться в родной город писатель смог только накануне освобождения города от фашистских захватчиков в январе 1944г. 

После окончания войны Пантелеев много пишет. Его часто публикуют в различных литературных журналах. Чтобы понять, кто такой Леонид Пантелеев, надо прочитать его рассказы. Они появлялись из окружающей его жизни. Всё что видел, слышал или прочитал в газете, всё это немедленно записывалось в записную книжку. Потом, со временем Пантелеев переосмысливал и преобразовывал каким-то непонятным образов в свои произведения. 

В 1956 г. у них с женой появилась на свет дочь. Через десять лет Леонид Пантелеев напишет своего рода родительский дневник под названием «Наша Маша».

Не стало писателя 9 июля 1987 г. Его похоронили в родном Ленинграде на Большеохтинском кладбище.

 

Юлия Гелашвили 

 


 

Рекомендуем

«Век музеев» начнется с лектория
Луи Гаррель мечтает о песнях не только о любви
В чужой шкуре ("Оленья кожа" реж. Mr. Oizo)
11 декабря в истории, или то, чего вы не знали о русской живописи
Энн Дворак: пожертвовала карьерой ради любви
Не один в поле («ЛЕГО Фильм: Бэтмен», реж. Крис МакКей)
Ох, этот бубновый валет: выставка 1912 года
Что? Где? Когда? Афиша сентября
Ольга Кормухина: «Ну, удиви меня»
Мэрилин Монро — икона стиля, гламура и шика