Виль Липатов. Неоправданно забытыйВ отечественной литературе существуют имена, которые мало что говорят современному читателю. Такие успешные по советским меркам писатели сейчас неизвестны широкому кругу, как, например, Виль Липатов. Прозаика помнят лишь по нескольким ярким его образам — это Анискин из «Деревенского детектива» и комсомолец Женя Столетов из «И это всё о нем». Простые герои понравились народу и удачно с ним слились. Появились экранизации этих текстов. Деревенского милиционера сыграл Михаил Жаров, а Столетова — Игорь Костолевский. Совершенно незаслуженно забыт Виль Владимирович. Литературная и публицистическая деятельность писателя не ограничивается двумя наиболее популярными его персонажами, она все-таки была более плодотворной, есть что выбрать из книг Липатова. Россия — страна большая и просторная. Не только в Москве и Санкт-Петербурге рождаются таланты. Виль Липатов появился на свет десятого апреля 1927 года далеко от столицы — в Чите. Хотя стоит сразу же сказать, что писатель много позже переехал жить именно в Белокаменную и закончил свою жизнь среди москвичей. Семья Липатова слыла интеллигентной. Отец — уважаемый журналист, мать — учительница русского языка и литературы в школе. Очевидно, что ребенок сформировал взгляды и вкус под влиянием родителей. Виль получил неплохое историческое образование в Томском государственном педагогическом институте. Липатов историком не стал, но стал журналистом. Нет ничего странного в том, что человек, который прославился как писатель, начинал свой творческий путь с работы в средствах массовой информации. Подобный опыт ему никак не помешал. Как сказали бы современники, Липатов собрал внушительное портфолио. Он успел поработать специальным корреспондентом в газетах «Советская Россия», «Известия», «Правда» и «Литературная газета». Впоследствии, когда Липатов принялся за литературу, у него ещё сохранился журналистский стиль письма, поэтому в произведениях писателя слились четкие факты и художественный вымысел. На закате литературный карьеры прозаик написал роман о конформисте, сделавшем головокружительную карьеру газетчика — это «Лев на лужайке». В плане творчества Виль Владимирович — новатор. Он обладал колоритным и живым языком и хотел писать на острые, интересные, волнующие людей темы. Липатова беспокоило отсутствие мнений у творческих людей. Получалось так, что большинство писателей высказывали не собственные идеи, а идеи советских лидеров. На одном из съездов писателей он сказал: «Раньше как было? Каждый монарх считал счастьем для себя процитировать писателя. А сейчас выступает Марков (с 1971 г. первый секретарь Союза писателей СССР) и цитирует Брежнева». Виль Липатов не ставил знак равенства между хорошим человеком и хорошим писателем. По мнению прозаика, данные понятия противоречат друг другу. Однажды он отметил, что по-настоящему добросердечный человек априори не способен заниматься писательством. Профессионал должен давать читателю правду беспощадную и грубую. Его, профессионала, не волнуют беды и несчастья, ведь если он поддастся эмоциям, то не сможет оценить и зафиксировать на бумаге реальность, энергия, потраченная на чувства, существенно обедняет книги. В контексте советской производственной прозы тексты Липатова выглядели проблемными и психологически достоверными. Небезынтересен тот факт, что у отрицательных персонажей Липатова существовали вполне реальные прототипы. Виль Липатов анализировал происходящее в обществе «развитого социализма», пытался понять, почему возник тип бездуховного потребителя, направленного на достижения материального блага. Писатель мыслил как Анискин — широко, в государственных масштабах. Ограниченные рамки не могли удовлетворить Липатова. А, может быть, забыли писателя только потому, что постичь его безграничный мир с первой, второй или третьей попытки попросту невозможно.
Анна Мареева |
Рекомендуем |