Юджин Филд – «Поэт детства»
Страна: США Исторический контекст: Гражданская война 1861-1865, борьба за права человека, реконструкция Юга, Золотая Лихорадка, «Позолоченный век» Современники: Ралф Эмерсон, Эмили Дикинсон, Уолт Уитмен, Марк Твен
Юджин Филд (1850 – 1895) – американский писатель, публицист, юморист, поэт, наиболее известный стихотворениями для детей.
«Я Янки по происхождению и воспитанию, но я родился в невероятно неинтересном городе, Сент-Луисе». Филд родился в штате Миссури, но в 6 лет, после смерти своей матери, переехал к двоюродной сестре в Массачусетс. Его отец, который умер, когда Филду было 19, был адвокатом по делу Дредд Скотт против Сэнфорда, «тяжбы породившей Гражданскую войну», защищая интересы чернокожего раба в Верховном суде США.
В студенческие годы Юджин Филд трижды менял колледж, пытался играть в театре, специализировался в гуманитарных науках, преуспевал в изучении права, писал для студенческой газеты, путешествовал полгода по Европе, вернулся без гроша. Отмечали его талант писателя, неистощимый искрометный юмор, сильный музыкальный голос, прекрасные ораторские навыки.
В 25 он работает журналистом в St.Joseph Gazette, тогда же он женится, у него будет восемь детей. Он быстро становится известным своими юмористическими, остроумными статьями, пишет свое первое известное стихотворение «Тропа влюбленных» («Lovers lane») об улице в Сент-Джозефе. С 1876 по 1880 живет на родине, в Сент-Луисе, активно пишет для разных изданий.
Денвер, 1881-1883 можно назвать «оперением» Юджина Филда в отношении его творчества и карьеры, самым бурлящим и насыщенным периодом. Сам город, окружение подталкивало к активной деятельности. Денвер в то время формировался в окружении «золотой лихорадки», войн железнодорожных и горнодобывающих компаний, прибывающих капиталов, политических интриг. Жизнь била ключом, материала для печати и вдохновения было предостаточно. Открытый и свободный, Филд успевал совмещать праздный образ жизни и должность редактора местной газеты, вел свою колонку.
С 1883 и до смерти Филд живет с семьей в Чикаго, за 50 долларов в неделю ведет утреннюю юмористическую колонку «Остроты и плоскости» в Chicago Daily News. В своих заметках он острт на злобу дня, много по вопросам литературы и искусства, любимой темой было интеллектуальное превосходство Чикаго, в частности, над Бостоном. Филд писал: «В то время как Чикаго запаривается по поводу литературы, искусства и науки, старый самодовольный Бостон тратит попусту свое бесценное время в попытках возродить промысел трески».
С 1889 года у Филда обостряются проблемы со здоровьем, усугубляемые нездоровым образом жизни и вредными привычками, поэтому он снова на четырнадцать месяцев отправляется в Европу оздоравливаться и отдыхать. По возвращению он снова с энтузиазмом окунается в работу и отдается творчеству, становится заядлым библиоманом. Как истинный американец, Филд не был оторван от политики. Среди его бесчисленных друзей и знакомы были представители и этой сферы. Сам Филд был бескомпромиссным республиканцем, никогда особо не вдавался в принципы и идеологию партии, но в силу того, что ее оппоненты – демократы, ассоциировались с рабством и насилием, выбор был очевиден. К счастью для друзей и читателей политическая жизнь общества не была для поэта запретной темой для сарказма и подколок. Политик по имени Judge Lambert Tree был в центре политической интриги демократов, и вот что появилось в колонке Филда:
«Here we have a tree. How Green the Tree is! Can you See the Lightning? Oh, how red and Vivid the Lightning is! Will the Lightning Strike the Tree? Children, that is a Conundrum; we answer conundrums in our Weekly Edition, but not in our daily» "Это дерево. Оно все в зелени! Вы видите молнию? О, какая она красная и яркая! (прим. красный – цвет республиканцев) Поразит ли молния дерево? Детишки, это загадка, но мы разгадываем загадки в нашем еженедельном издании, а не ежедневном». И на следующий день: «Молния не поразила дерево. Это слелал Спрингфилд (политик). Вот почему дерево зеленое."
Несмотря на популярность и успех его саркастических эссе, Филд впоследствии прославился как Поэт Детства. Он начал публикацию своих стихотворений в 1879 с «Рождественских сокровищ». Он пишет не столько для детей, которых он безусловно любил, особенно дочь, сколько для ностальгирующих взрослых, тоскующих по детству или лишенных его. С юношества Филд интересовался Горацием и Виргилием, хорошо знал Шекспира. В его работах много отсылок на англичанина Праута и француза Беранже, живших незадолго до него.
BERANGER Viens, mon chien! Viens, ma pauvre bete!
PROUT My poor dog! here! of yesterday's festival-cake
FIELD There, there, poor dog, my faithful friend,
(Сразу вспоминается «Дай, Джим, на счасть лапу мне» из «Собаке Качалова» Сергея Есенина)
Филда нельзя было назвать трудоголиком: раньше 11 в редакции не появлялся, к работе приступал около 15, отвлекаясь на сплетни, разговоры, общение с посетителями, хотя дружелюбному и привлекательному, но честному и порядочному, ему все прощалось. У него была масса знакомых, он вел активную светскую жизнь, обожал театр и оперу, всегда был в курсе последних новостей.
Несмотря на прекрасную любовную лирику или освещение серьезных вопросов в своих эссе, Юджина Филда преследовало «проклятие комедианта», что, в целом, сочеталось с его веселым нравом и не сильно его обременяло, учитывая то, что его произведения пользовались спросом и отлично продавались. Герой времени, он был очень современным, коммуникабельным, обаятельным, активным интеллигентом.
Вот 10 фактов о Юджине Филде, написанных им самим:
Яркую жизнь Юджина Филда прекратил сердечный приступ. Переводов его работ не русский пока нет. Вероятно, потому что в его стихотворениях много емких метафор и игры слов, которую невозможно передать без бесчисленных пояснительных сносок и знания культурного контекста произведения. Авторское бессмертие он обрел именно в лирике для детей, очень легкой, сладко-розовой, с ноткой тихой грусти. Наиболее известные его произведения – «Дуэль» («The Duel»), «Грусть малыша» («The little boy blue»), а Винкин, Блинкин и Нод («Wynken, Blynken & Nod») в 1938 году были экранизированы Диснеем. Хоть его жизнь не была спокойной и беззаботной, он ни друзей, ни читателей не обременял тревогами и волнениями, а всегда радостно делился неистощимой энергией и смехом.
Мария Логвинова
|
Рекомендуем |