Партнеры Живи добром

Михаил Загоскин. Первооткрыватель исторического романа


Михаил Николаевич Загоскин – один из самых читаемых и известных авторов своего времени. Наибольшую популярность ему принес роман «Юрий Милославский, или русские в 1612 году». Это первый исторический роман, написанный в России. Именно за это сочинение писатель получает признание в среде читателей. Художественную ценность этого произведения высоко оценивает А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский. Не мешает этому и разногласие во взглядах. Загоскин придерживается славянофильских позиций. Его взгляды граничат с ксенофобией. Он отторгает европейские веяния, не видит перспективы в приятии западного опыта, для него принципиально сохранение национальной идентичности. Правда, при исповедовании крайних позиций он является человеком мягким, не корыстным, добрым, общительным.

Взгляды и убеждения не мешают Загоскину быть популярным у читателя и собратьев по перу, но мешают, например, знакомству и сближению с кругом Карамзина и «арзамасцев». Так, ему не удается завязать дружбу с Пушкиным, творчество которого он ценит. Интересно, что, отвергая западный путь, в своей литературной деятельности он все же ориентируется на Европу. По-другому не могло быть: литература не возникает на пустом месте – нужны хотя бы руины.

zagoskin.jpg

Растет Загоскин абсолютно литературным мальчиком. С детства его увлекает фантастичность мира,  который сомкнут книжным переплетом. Не стоит думать, что мальчик был тихоней. Нет, это был подвижный, активный, порывистый ребенок, как и надлежит детям. Это потом человека зажимают, часто по его собственной воле, тесной тканью мундира и лакированных штиблет. А в детстве мечтается естественно и безоглядно, особенно если ребенок растет в окружении природы, дающей статику передвижению, но – простор фантазии. Так и получилось у будущего писателя, чьим отцом был пензенский помещик.

Многое о Загоскине могут рассказать его детские литературные предпочтения: «готические» романы Анны Радклиф, сентиментальные драмы Августа Фридриха Коцебу и, конечно же, исторические романы. Так, его литературная известность основывается не только на славе замечательного романиста, но и драматурга. Уже в Петербурге, куда отправляют его родители на службу (канцелярия государственного казначея Голубцова, потом горный департамент), он начинает писать, но не активно, так как затянут в служебную рутину. Служба отвлекает от творчества, но является жизненной необходимостью: финансово родители не помогают, а на кусок хлеба драматургией или романами не заработаешь. Положение молодого литератора часто бедственное: в одну из петербуржских зим из-за отсутствия денег на дрова он отапливает квартиру стульями.

загоскин.jpg

Тем временем, наступает 1812 год, и Загоскин записывается в петербуржское ополчение, получает ранение в ногу, а вместе с этим орден святой Анны 4-й степени «За храбрость». Участие в отечественной войне обострило патриотические чувства и творческие планы писателя, прояснило рутинность и бесполезность канцелярской работы. Он едет в родные места, в Рамзай. Оттуда возвращается в Петербург не с пустыми руками – с написанной пьесой, «Проказник». Он несет ее к А.А. Шаховскому, известному комедиографу. Молодой писатель не уверен в успехе, потому приходит переодетый в курьера, условившись, что через некоторое время, вернется забрать сочинение и получить отзыв для автора. Шаховскому пьеса нравится, приходится разоблачаться.

Однако первой пьесой, увидевшей сцену, является «Комедия против комедии, или Урок волокитам». После нее пьесы пишутся одна за другой. Загоскин как драматург самобытен, любим публикой. Его творчество заслуживает высокой оценки именитых писателей-современников. Его сочинения пользуются популярность до самого начала XX века. 


Кирилл Сивков



 

Рекомендуем

Игра подобий ("Синонимы" реж. Надав Лапид)
Аукцион «Искусство ради жизни»
Фестиваль «Зимние Грёзы»
Обещать – не значит жениться («Эмма.», реж. Отем де Уайлд)
«Stabat Mater» в Большом зале Московской консерватории
"Король Голливуда" Кларк Гейбл
Луи Гаррель мечтает о песнях не только о любви
Мишель де Клерк — ядро Амстердамской школы
Фестиваль уличного кино в Санкт-Петербурге
40-й ММКФ. Конкурс документального кино: "Похвальное слово Ничему", "Чистильщики"