Партнеры Живи добром

Жизнь Агаты Кристи: точки касания


От наивной детской веры в сверхъестественное до создания сюжетов, запутанность которых кажется ничем иным, как колдовством, от детства в старом особняке до создания классического прототипа места действия классического детектива, от жизненных прообразов до создания культовых персонажей, от любительского театра до пьесы с самым большим числом постановок в Великобритании – этот путь совершила одна из самых известных женщин XX века - Агата Кристи. Но она не всегда была той известной писательницей, какой мы, возможно, привыкли ее представлять. 


Агата Кристи


В 1890 г. в английском городе Торки родилась Агата Миллер, третий ребенок в обеспеченной семье англичанки Клары Бэмер и американца Фредерика Миллера. Семья жила в поместье Эшфилд, где дети (Агата и ее старшие брат и сестра) семьи Миллер провели свое счастливое детство. C самых ранних лет Агата играла на разных музыкальных инструментах, а в пять самостоятельно научилась читать. Чтение было ее любимым времяпрепровождением, повлиявшим на становление ее как личности. В круг чтения юной Агаты входили такие книги, как «Искатели сокровищ» Эдит Несбит, «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, истории Льюиса Кэрролла.


Как позже вспоминает в своей автобиографии сама Агата Кристи, её детство было очень счастливым, однако здесь же она отмечает, что закончилось оно в 1901 г., когда от болезни сердца умер ее отец. Это событие поставило финансовое положение семьи в состояние нестабильности, а будущее детей стояло под вопросом. Примерно в это же время, в 1902 г., ее отправляют учиться в Париж, где она, сменив две школы, получает окончательное образование в пансионе Мисс Драйдон и в 1910 г., в возрасте 20 лет, возвращается в родной Торки.


На тот момент мать уже подталкивает ее на поиски супруга, что было вполне обосновано в силу нестабильного положения семьи и слабого здоровья Клары. В это же время Агата продолжает ради развлечения писать короткие рассказы, однако решает не заниматься всерьез литературой и театром, в котором она была увлечена любительскими постановками. 


Жизнь Агаты Кристи состояла из ключевых моментов, которые так или иначе повлияли на ее судьбу и творчество. После смерти отца подобным событием стала Первая мировая война, во время которой Кристи была сестрой милосердия в Госпитале Красного Креста в Торки. Однако до этого, в 1912 г., она встречает Арчибальда Кристи, летчика, с которым у нее завязываются близкие отношения, а в 1914 г. они решают обручиться. Однако настоящая семейная жизнь началась только в 1918 г., когда Арчибальд вернулся с войны, во время которой Агата не переставала писать и, что важно, именно в это время она останавливает свое внимание на жанре детектива. Она непрестанно захватывает новые впечатления и детали для своих сюжетов: так, известно, что некоторое время она работала в госпитале фармацевтом, что помогло ей мастерски описать отравление в своем первом романе «Таинственное происшествие в Стайлз». Этот роман, будучи написанным еще во время войны, был опубликован лишь в 1920 г., но компенсацией за ожидание стал успех книги у читателей, среди которых появилось множество поклонников. В отличие от творческих успехов, семейная жизнь Кристи вскоре пошла под откос – супруги пробыли в браке до 1926 г., когда Арчибальд Кристи заявил о своих чувствах к одной знакомой их семьи и попросил о разводе.  Для Агаты Кристи это стало настоящим психологическим потрясением, результатом которого стало ее таинственное исчезновение: как-то вечером после ссоры с Арчибальдом она скрылась в неизвестном направлении. Писательницу искали несколько дней, но нашли только пустую машину, в которой она уехала. Но, к счастью, вскоре писательницу нашли в отеле неподалеку, в котором она зарегистрировалась под чужим именем.


Агата Кристи


Так, в двадцатые годы закончился один этап в жизни Кристи - первое замужество - и начался другой: этап, в котором она становится уже известной всем писательницей Агатой Кристи.


Тридцатые годы стали новым импульсом для творчества Кристи: в это время она путешествует на восток, участвует в раскопках, во время которых знакомится с молодым археологом Максом Мэлоуэном. Они быстро сблизились и вскоре обручились. Тогда же из-под пера Кристи выходит множество новелл, а позже она берет за правило писать по две-три книги в год. Регулярная работа делает из нее настоящую профессиональную писательницу, чья популярность в то время превосходила многих других авторов. 


Однако уже в сороковые Кристи ощущает некое давление на нее со стороны критики, ведь, как она сама утверждала, ей нравилось писать, будучи независимой от того, что она - Агата Кристи. Но уже в это время ее имя значило многое.


После Второй мировой войны пьесы и новеллы Кристи стали появляться на театральных сценах, увеличилось число поклонников ее творчества, однако сама писательница уже ощущала себя утомленной, и это было неудивительно. Начиная с пятидесятых она живет обычной спокойной жизнью, какую вел, вероятно, любой современник, за исключением того, что Кристи была живой легендой, практически всемирной знаменитостью.


Агата Кристи


В своих детективах она обнаружила золотую середину детективного романа, разработала идеальную квинтэссенцию захватывающего триллера, ставшего настолько популярным, что и в наше время ее книги не сходят с полок книжных магазинов. Синтез жизни и творчества, часто встречающийся у многих писателей, у Кристи оказывается особенно значимым, ведь любой жизненный опыт ложился в основу того или иного произведения. Будь то пресловутые отели, существовавшие и для самой писательницы как пространства особенно важных событий, особая эстетика, связанная с этим кажется нам уже клише, но, тем не менее, эту классику образов изобрела именно она. Что и говорить о путешествиях и раскопках, нашедших свое отражение во многих новеллах 30-40х годов.


Агату Кристи можно назвать не просто человеком двадцатого века, но человеком, сделавшим этот век таким, каким он был, каким его знали современники и каким его знают люди XXI века.



Анастасия Сигачева




 

Рекомендуем

«Праздник кукол» в Государственном музее Востока
Фильм недели. Премьера. "Стажер"
«Люблю тебя, Петра творенье!». Прогулка по Санкт-Петербургу
Выставка «Становление национальной и региональной периодики в Российской империи и СССР»
Уже не мальчики, еще не мужчины («Хандра», реж. Алексей Камынин)
Блеск природы и нищета человечества («Путешествие времени», реж. Терренс Малик)
Владимир Федосеев представит второй концерт цикла «Чайковский. Письма к тебе…»
Слово на букву, или нужен ли мат в искусстве !?
Счастливчик Джим ("Удача Логана" реж. Стивен Содерберг)
Величайший подарок на земле. Филип Стерн