Партнеры Живи добром

Андрей Хаас. «Корпорация счастья: история российского рейва»



«Мутабор когда откроется, Собянин?» - шутят ребята из сообщества про вечеринки и другие московские культурные мероприятия «Первый ночной». Сегодня все потихоньку возвращаются к привычному ритму жизни после охватившей весь мир пандемии коронавируса и строгого режима самоизоляции. В Москве и в других городах России постепенно открываются летние веранды, бары, музеи и библиотеки, однако еще сохраняется запрет на проведение массовых мероприятий.  Поэтому, пока рейверы замерли в ожидании момента, когда клубы снова распахнут свои двери, предлагаем познакомиться с книгой Андрея Хааса «Корпорация счастья: история российского рейва» и узнать, как в России появилось рейв-движение, как из небольших домашних вечеринок для близких друзей в Петербурге в начале 90-х гг. возникла огромная клубная индустрия.


«Корпорация счастья»


Книга «Корпорация счастья» дает возможность услышать об истории российского рейва из первых уст, ведь ее автор, Андрей Хаас, не только стоял у истоков зарождения клубной культуры в России, но и является непосредственно одним из ее основоположников. 


Андрей Хаас


История российского рейва, написанная Андреем Хаасом, охватывает период с 1990 год по 2003 год, начиная с первых вечеринок в квартире на Фонтанке, 145, которые Андрей устраивал вместе с братом Алексеем Хаасом, до времени, когда клубы уже стали частью гигантской индустрии развлечений. Хаас делит историю на три больших части. В первой части он рассказывает, как появился легендарный «Танцпол», о первых вечеринках в Планетарии и о первом настоящем рейве, прошедшем в Москве – Gagarin Party. Вторая часть посвящена истории первого в России ночного техно-клуба «Тоннель», третья – о появлении «Корпорации счастья» и других проектах Хааса и его друзей.


«Мы производим ситуацию, при которой человек быстрее начинает ощущать себя счастливым. И тут все: дизайн, эстетика, мода, магия имен, свет, спецэффекты и главное – музыка. Мы продаем населению впечатления от этих ощущений. Оптом на рейвах и в розницу в клубе. Это, конечно, нижайший уровень в понятиях вселенского добра, но сейчас такие темные времена, и народ стал такой жестокий, что нам разрешено напрямую применять к людям эти постановочные методики. Мне даже кажется, что мы уводим часть молодежи с пути, ведущего в полную тьму. Мы занимаемся производством фиксированного обстоятельствами фрагмента счастья и помещаем его в эмоциональную пустоту человека. Настоящее, полное счастье в искусственных условиях получить очень сложно. Это длительный духовный процесс, и большинство наших клиентов, попросту говоря, к этому не готово. Но минутного счастья хочется всем. Мы создаем эту ситуацию, и они его получают. У нас нескончаемая клиентура. Мы – «Корпорация счастья»».



«Танцпол»


В начале 90-х годов в Петербурге сложилась такая ситуация, что многие дома и квартиры стояли пустыми и никому, по сути, не принадлежали. Этой ситуацией пользовались художники и разные творческие ребята, отыскивали такие места, селились там и устраивали мастерские. Одна из таких пустующих квартир на третьем этаже на Фонтанке, 145, обнаруженная братьями Хаас и их другом Мишей Воронцовым в скором времени стала главным очагом андеграундной петербургской культурной жизни. 


Фонтанка,145 (до реконструкции)


Вначале квартира на Фонтанке была просто местом встреч и уютных посиделок ребят с их многочисленными приятелями, но скоро она превратилась в настоящий клуб, где каждую субботу устраивались громкие вечеринки для близких друзей. Большой зал был украшен разными вещами, найденными на улице, были приобретены музыкальное оборудование и пластинки, брат Андрея, Алексей, научился сводить звук и стал диджеем, их друг Миша взял на себя организаторскую часть. Жизнь закипела, квартира на Фонтанке стала известна как клуб «Танцпол».


«Танцпол»


фильм художника Евгения Козлова


От Планетария до Gagarin Party

Братья Хаас даже представить себе не могли, что их домашние вечеринки приобретут такую популярность, что попасть на них будет мечтать почти вся петербургская молодежь. «Мы начинали вечеринки, потому что сами хотели веселиться» - вспоминает Андрей Хаас. Поэтому в какой-то момент, когда на Фонтанку стало приходить больше и больше людей, ребята поняли, что нужно расширять свою культурную деятельность, и что, возможно, безработные тусовщики смогут даже немного подзаработать. Первую большую вечеринку они устроили в петербургском Планетарии - пригласили диджея из Латвии, распечатали билеты на продажу, а знакомые ребята помогли организовать световое шоу. Это был полный успех.    


После еще нескольких успешных вечеринок ребятам выпал шанс организовать большое мероприятие в Москве, и они приступили к подготовке вечеринки «Gagarin Party», которая стала первым настоящим российским рейвом.


«Gagarin Party», павильон «Космос» на ВДНХ, 1991 г.



интервью на «Gagarin Party»



«Тоннель»

Следующим важным этапом на пути развития танцевальной культуры в России после закрытия «Танцпола» стало создание в 1993 году братьями Хаас вместе с приятелями художниками Денисом Одингом и Олегом Назаровым первого техно-клуба «Тоннель», который находился в бомбоубежище на Зверинской улице.


«Да, все получилось. У них есть клуб. Вот он гремит и светится. Настоящий клуб, такой же как клубы в Гамбурге, Нью-Йорке и Париже. Первый клуб в этой стране».


выступление диджея Слона в клубе «Тоннель», 1996 г


«Корпорация счастья: история российского рейва» не только безумно увлекательный рассказ о событиях конца прошлого столетия и развития музыкальной культуры, это книга о жизни молодых ребят и их взрослении. Андрей Хаас предается теплым воспоминаниям и возвращается в дни своей молодости, во времена, когда он со своими друзьями беззаботно веселились, экспериментировали с наркотиками, влюблялись, ссорились, сталкивались с разными жизненными трудностями. Эти ребята что-то делали и творили, не осознавая того, что они создают историю. Все это делает рассказ живым, персонажи становятся родными, когда читаешь, искренне радуешься их успехам и переживаешь, когда они попадают в неприятности.


На страницах книги встречается много известных имен разных творческих людей Петербурга, такие как Георгий Гурьянов, Тимур Новиков, Сергей Бугаев, Ольга Тобрелутс и другие, от этого история становится еще более захватывающей. В конце приводится список персоналий, которые упоминались в повествовании, дается небольшая биографическая справка о каждом из них, - чем человек занимался в те годы, и как сложилась его судьба в дальнейшем.


Отдельным достоинством книги являются иллюстрации – фотографии, взятые из личных архивов. В книге представлены различные снимки братьев Хаас и их друзей, сделанные на вечеринках, что позволяет еще больше проникнуться атмосферой того времени. Книга «Корпорация счастья: история российского рейва» будет интересна многим: и всем тем, кто увлекается музыкой и хочет узнать, как зародилась российская клубная культура, и тем, кто хочет окунуться в андеграундную петербургскую культуру 90-х гг., и тем, кто просто хочет расслабиться отвлечься от сегодняшних непростых дней. 



Алёна Золотарёва





 

Рекомендуем

От сердца к искусству: Открытие XIII Международного фестиваля «Москва встречает друзей»
Анна Шатилова. Голос СССР
Театр в кино и дома: как театральные постановки стали доступны для всех
Александра Санькова: «Многие вещи были очень стильно сделаны»
Ольга Спесивцева. «Между мечтой и действительностью»
Изобретатель Луи Жан Люмьер
«Великая»: Образы Екатерины II и всего российского двора в скандальном сериале от HBO
Оскар Уайльд. Так ли важно быть серьезным?
Монстрами не рождаются («Моя девушка – монстр», реж. Начо Вигалондо)
Кинематограф начинается с Люмьер