Музыкальная сказка в городе искусств: Зальцбургский фестиваль
22 августа 1920 года на одной из центральных площадей австрийского города Зальцбурга была исполнена мистерия Г. фон Гофмансталя «Имярек». Эта дата считается днём рождения ежегодного Зальцбургского музыкального фестиваля. История этого мероприятия началась гораздо раньше – в 1842 году, когда в Зальцбурге был установлен памятник музыкальному гению – Моцарту. Композитора стали считать гением этого места, и в память о его творчестве руководство города решило проводить музыкальные фестивали, где будут исполняться произведения Моцарта. Например, в 1877 году дирижёр Карл Рихтер призвал общество проводить такой фестиваль регулярно, но эта попытка оказалась неудачной. Началась Первая Мировая война, и в это неспокойное время писатель Гуго фон Гофмансталь и немецкий актёр и режиссёр Макс Рейнхардт приняли решение превратить Зальцбург в город искусств, чтобы в период нестабильности и разрухи сохранить память о процветающей Империи и её культуре. В 1917 году было образовано общество и художественный совет фестиваля, в 1919 написали программу, и через год состоялось торжественное открытие. В следующие годы, кроме пьес, начали давать концерты и даже исполнять оперу. В 1925-1927 годы произвели реконструкцию концертных залов. Появились новые площадки и новые возможности для организации фестиваля. Во времена Второй Мировой войны вся программа фестиваля изменилась. Фашисты стали использовать мероприятие в качестве пропаганды, большинству композиторов и музыкантов было запрещено принимать участие в мероприятиях. Но уже в 1945-1946 году, когда страна освободилась от фашистов, программа фестиваля была возобновлена. Члены оркестра Венской государственной оперы и Венского филармонического оркестра снова стали сотрудничать с организаторами мероприятия. Художественный руководитель Герберт фон Караян, который попал в историю фестиваля ещё в 1948 году с постановкой оперы «Орфей и Эвридика», позаботился о постоянной площадке для фестиваля. С его помощью в 1960 году было построено и открыто здание Большого фестивального зала вместимостью около 2500 тысячи человек. Новый формат фестиваля ориентирован именно на исполнение современных опер, а не произведений Моцарта. В эти годы Зальцбургский музыкальный фестиваль приобрёл международный статус. После смерти Караяна началась кризисная эпоха в программе фестиваля, но трудности удалось преодолеть. В 90-х и начале двухтысячных руководить фестивалем стал Жерар Мортье. Он вводил в репертуар современную музыку таких композиторов, как Л. Яначек, Д. Лигети, О. Мессиан и хотел приблизить молодёжь к классической музыке. Эта политика вызывала многочисленные скандальные статьи в газетах и провокации. В период 2002-2006 годы под руководством Петера Руцика наконец-то были поставлены все 22 оперы Моцарта, а начиная с 2007, каждый фестиваль проходил под определённым девизом. В 2016 этим девизом стала цитата из «Бури» Шекспира: Мы созданы из вещества того же, Что наши сны. И сном окружена Вся наша маленькая жизнь. Этот период характеризуется хорошей окупаемостью фестиваля, по сравнению с руководством Жерара Мортье. С 2012 года в репертуар были введены духовные сочинения, чтобы зрители смогли ознакомиться с мировыми религиями. Также важную часть программы занимает драматургия – от трагедий Шекспира и Гёте до «Чайки» Чехова. Зальцбургский музыкальный фестиваль – это, определено, самый древний и изысканный фестиваль, который прославляет культурные традиции Зальцбурга и успешно сочетает в своём репертуаре классические произведения Моцарта и творчество современных композиторов.
Полина Высоцкая |
Рекомендуем |