Партнеры Живи добром

Под покровительством Сталина. История Бориса Андреева

 

Актёра Бориса Андреева, известного по ролям в таких фильмах, как «Трактористы», «Большая жизнь», «Два бойца», «Илья Муромец», «Остров сокровищ», трудно с кем-то спутать. Громогласный голос, крупная фигура, высокий рост и невероятно живая манера держать себя делают его образы яркими и запоминающимися.

Народный артист СССР родился 9 февраля 1915 года в Саратове. Детство и юность актёра прошли в Аткарске. Когда Борису было 15 лет, он стал учеником слесаря на Саратовском комбайновом заводе. Именно в это время он нашёл для себя интересное развлечение, определившее его будущую судьбу — стал посещать драмкружок при заводе.

Затем Андреев поступил в саратовский театральный техникум, разумеется, не бросая свою основную работу на заводе, где начальство с пониманием отнеслось к начинающему артисту и не слишком загружало его работой. Днём Борис учился актёрскому мастерству, а по вечерам работал электриком. Окончив техникум в 1937 году, Андреев несколько лет проработал в Саратовском драматическом театре, а затем поехал с ним на гастроли в Москву, где был впервые замечен кинорежиссёром Иваном Пырьевым.

Борис Андреев

Дебютом Андреева в кино стала роль в фильме сталинской эпохи «Трактористы», где он сыграл роль обаятельного, но грубоватого молодого тракториста Назара. После съёмок артист переехал в Москву и стал работать в Театре-студии киноактера.

Следующий после «Трактористов» фильм - «Большая жизнь». В нём Борис Андреев сыграл роль героя, во многом схожего с Назаром из своего первого фильма. Тогда Андреев обрел настоящую славу, а вместе с ней и настоящего друга. Пётр Алейников снимался вместе с Андреевым в нескольких фильмах, и буквально с первой совместной работы друзья стали неразлучны.

Множество скандальных и забавных историй окружали Андреева и Алейникова. Вот одна из них: во время съёмок в Киеве, друзья после посещения ресторана направились в гостиницу, но случилось так, что по дороге они решили прилечь на кровати в витрине мебельного магазина, разбив стекло. А на следующее утро, оказавшись в отделении милиции, Андреев залпом выпил чернила из чернильницы, чтобы помешать служителям закона составить протокол.

Борис Андреев

Актёр имел непростой характер, увлекался выпивкой и часто срывал съёмки, попадал в милицию, и однажды был спасён от суда самим Сталиным, питавшим большую симпатию к творчеству артиста. Несмотря на все выходки, Андреев был искренним, справедливым и добросердечным человеком, как и его герои. Казалось, актёр являлся воплощением русского характера в советском кинематографе.

Самым известным фильмом военных лет с участием Бориса Федоровича стала кинолента «Два бойца», где актёр сыграл Сашу Свинцова, уже не столько резкого и грубоватого, сколько ранимого и романтичного. В драме «Богдан Хмельницкий» Борис сыграл казака Довбню, а в 1956 году – Илью Муромца в одноименном фильме.

Широкоформатный фильм «Оптимистическая трагедия» 1963 года, в котором актёр исполнил роль Вожака, принёс Андрееву мировую известность. На 16 Каннском кинофестивале фильм получил приз «За лучшее воплощение революционной эпопеи».

Борис Андреев

«Мы, волгари, народ крепкий, могучий, выносливый» — говорил про себя актёр. Но на самом деле здоровье Андреева было не таким «богатырским», как у его героев. В 1958 на съёмках фильма «Жестокость» он перенёс тяжелый инфаркт. Последней ролью в кино для Бориса Андреева стал персонаж Николай Ваничкин в трагикомедии Георгия Данелии «Слёзы капали» 1982 года. В том же году артиста не стало.

«В чужом лесу — все тропинки к омуту» — говорил Андреев. Ему повезло найти свой путь, хотя иначе, кажется, и быть не могло. Созданные Борисом Федоровичем образы мужественных, стойких, сильных и великодушных персонажей по-настоящему бесценны для советского кинематографа.

 

 

Ирина Гахова

 

 


 

Рекомендуем

ПРИТЧА "МУЗЫКАНТ, КОТОРЫЙ ИСКАЛ ВОСЬМУЮ НОТУ"
Открытие Московского Международного фестиваля «Москва встречает друзей» глазами Daily Culture
Вопреки всему. История любви Прасковьи Жемчуговой.
Сергей Довлатов: «Я пытаюсь вызвать у читателя ощущение нормы»
Барбара Брыльска. Иностранка ставшая «своей», или Трагедия длиной в жизнь
Кино. Классика. "Баллада о солдате" реж. Григорий Чухрай
Мода без границ на Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Кино. Личность. Ксавье Долан
От Ганнибала до Хичкока. Энтони Хопкинс
Почему Георгий Юматов убил человека?