«400 ударов» как переломный момент в развитии киноискусства
60 лет назад, в 1959 году, Каннский кинофестиваль триумфально открылся фильмом Франсуа Трюффо «400 ударов», формально обозначившим собой начало «новой волны» во французском кинематографе. Режиссерский дебют принес 27-летнему автору приз за режиссуру и премию Международной Католической организации в области кино, а французское кино получило нового героя и новые технические приемы. В центре сюжета драматической картины – трудный, не вписывающийся в современное ему общество, двенадцатилетний подросток Антуан Дуанель. Он разрывается между не отпускающим его детством с шалостями, играми, приключениями, и юностью, отмеченной высоким уровнем ответственности и новыми обязательствами как перед семьей, так и перед самим собой. Хулиган не находит общий язык ни с родителями, ни с учителями в школе. Он врет, ворует, курит, сбегает из дома, не желает следовать никаким правилам, ограничивающим его свободу – в общем, поступает ровно так, как поступали до и будут поступать после него тысячи подростков.
В итоге, в ходе серии проделок он оказывается в исправительном учреждении, по сути – в детской колонии, что, на первый взгляд, свидетельствует о тупиковости пути юнца и его обреченности. Однако, назвать такой исход безнадежным, а самого героя, впоследствии ставшего архетипическим, обреченным нельзя. Дуанель – сильная личность, пока еще не нашедшая себя в этом мире и не оформившаяся в нечто цельное и законченное. Главной чертой его образа является именно рвение к чему-то большему, стремление выйти за рамки жизненных условностей и нежелание становиться частью того мира, где жены изменяют, матери не заботятся о своих детях, мужья и отцы убивают время в спортивных клубах и на встречах с друзьями, а учителя только и делают, что кричат и наказывают. Об этом нескончаемом бегстве от одного типа существования к другому говорят и последние кадры «400 ударов» – долгие ровные планы бесцельно бегущего подростка, заканчивающиеся пронзительной сценой наконец увидевшего своими глазами бескрайнее море Антуана. Потерянный, но глубокий взгляд героя прямо на зрителя. Эффектный стоп-кадр. Резкое приближение камеры на лицо юного актера Жан-Пьера Лео… Таким новаторским на тот момент, а сегодня одним из самых узнаваемых приемов авторов французской «новой волны» заканчивается легендарный фильм Трюффо, задавший новый вектор развития всему французскому и шире – западному – кинематографу. Но не только запоминающаяся концовка и выразительный главный герой отличают эту драматическую картину о трудной жизни сорванца от ряда других фильмов на подобную тематику следующих лет. С точки зрения художественного исполнения «400 ударов» – кино более чем прорывное. Техническая революция в кинопроизводстве, произошедшая перед началом «новой волны», в 1950-е годы, позволила вынести съемки на улицу, а возможность синхронной записи звука убрала необходимость переживать о дубляже. Кроме этого, светочувствительная пленка помогла постановщикам избавиться от искусственного освещения, а легкая кинокамера нового поколения освободила оператора от громоздких и тяжелых аппаратов для съемки. Поэтому одной из важных примет «новой волны» стала именно подвижная камера. Ей снято и множество сцен в «400 ударах»: эпизоды в школьном дворе и в классе, на лестничной клетке и на тесной кухне маленькой квартирки, на улицах Парижа и на площадке перед корпусом исправительного учреждения для трудных подростков. Все это дало возможность режиссеру передать всю реальность происходящего, всю непосредственность и естественность поведения героев и нивелировать ту художественную условность, которая сочилась из студийных фильмов предыдущих десятилетий. Новаторская природа этого фильма позволила Трюффо сделать важное заявление – у кинематографа не должно быть никаких ограничений: ни в эстетическом, ни в сюжетном, ни в монтажном отношении. Авторы должны снимать так, как хотят и «видят» они, выводя на экран нешаблонных персонажей и представляя их как можно более выпукло и правдоподобно в самых разнообразных жизненных ситуациях. «400 ударов» – результат слома эстетической традиции, которая в течение нескольких десятилетий господствовала в западном кинематографе. Влияние этого по-настоящему эпохального кино просматривается в творчестве режиссеров и сегодня: Джим Джармуш, Ксавье Долан, Франсуа Озон – фильмы этих и многих других современных авторов отличаются живой и подвижной съемкой, совершенно непредсказуемым повествованием, сложными героями. Такой радикальный подход к рассказыванию историй и вписал французского постановщика «новой волны» Франсуа Трюффо в ряды крупнейших авторов мирового кино, благодаря которым индустрия не стоит на месте, а киноискусство находит все новые и новые решения, истории и приемы.
Иван Дмитриев
|
Рекомендуем |