Партнеры Живи добром

7 причин увидеть «Манхэттен» Вуди Аллена на большом экране


Благодаря компании «ИНОЕКИНО» 12 сентября во многих городах России в кинопрокат выходит фильм Вуди Аллена «Манхэттен», до того не показывавшийся в нашей стране. Выпуск картины приурочен к её 40-летнему юбилею, и демонстрироваться она будет на английском языке с русскими субтитрами. Так что у вас появится уникальная возможность увидеть её почти так же, как увидели её зрители в далеком 1979 году. И даже лучше – показывать будут новую цифровую 4К-копию, отсканированную с оригинального пленочного негатива.

Если кому-то это всё ещё не кажется веской причиной для похода в кино, ниже – ещё  семь убедительных причин.


1. Город

"Манхэттен"


Манхэттен для Вуди Аллена – синоним Нью-Йорка, Манхэттен и есть Нью-Йорк. В одном из первых своих знаменитых фильмов ему удалось создать один из лучших, если не лучший портрет Нью-Йорка в кино. Город здесь – полноценный участник действия и главный персонаж, он оказывается в центре внимания камеры едва ли не чаще и больше, чем сами герои. «Манхэттен» называют одой городу, и это действительно так – Аллен смотрит на него вдохновенными глазами туриста и без зазрения совести идеализирует его. Даже сейчас побывать в таком Нью-Йорке не получится, ведь в этой картине запечатлён лирический образ несуществующего в реальности города – пожалуй, таким его можно увидеть только на открытках и в путеводителях.

 

2. Гершвин


Не зря «Манхэттен» называют одой Нью-Йорку.  И эта ода – музыкальная. Как говорит главный герой фильма Айзек в самом начале, «в любое время года этот город разворачивался перед ним чередой черно-белых кадров под незабываемые мелодии Джорджа Гершвина». Некоторые кадры картины монтировались специально, чтобы совпасть с ритмом музыки. Бессмертная мелодия великого Гершвина под фейерверки, взрывающиеся в ночном небе над Нью-Йорком – что вообще может быть прекраснее? Лучше просто один раз увидеть это, чем сто раз услышать.

 

3. Гордон Уиллис

Гордон Уиллис и Вуди Аллен на съёмках "Манхэттена"


Гордон Уиллис – без преувеличения, великий американский оператор, «мастер тьмы», как назвал его другой выдающийся оператор Конрад Холл. Человек, работавший с Кополлой над всеми частями «Крёстного отца» и снимавший все лучшие фильмы Алана Пакулы. Он же привнес в фильмы Вуди Аллена классического периода перфекционизм изображения и настоящую живописность в построении кадра. С Алленом они вообще нашли друг друга; достаточно сказать, что на съемках «Зелига» (1983) они вдвоём топтали ногами плёнку для того чтобы состарить её. Черно-белое и в то же время современное, поэтичное ретро-изображение «Манхэттена», изысканное и изумительное в своих оттенках – половина успеха фильма, и даже больше. Аллен с Уиллисом по возможности избегают общих планов, снимая прежде всего атмосферу города и используя для этого широкоформатные панорамные кадры. И только потом уже встраивают в них запутанную историю отношений героев.

 

4. Герой

"Манхэттен"


«Манхэттен» – это тот фильм, в котором фирменный лирический герой Вуди Аллена сформировался окончательно. Эта картина – из числа тех, где режиссёр сам появляется на экране, а значит, всё показанное здесь имеет к нему самое прямое отношение. И здесь его неизменное альтер-эго, болтливый и остроумный неврастеник в неизменных очках, зацикленный на сексе, женщинах и литературе, пожалуй, воплощен лучше всего. А в те моменты, когда его персонаж наконец ненадолго умолкает, Аллен-актёр на экране достигает почти чаплиновского уровня эксцентричной комедии.

 

5. Женщины

"Манхэттен"


Почти в каждом фильме Вуди Аллен окружает своего героя или героев прекрасными женщинами. Звезды Голливуда, судя по всему, не в силах ему отказать, так что за свою более чем пятидесятилетнюю карьеру в кино он снял, наверное, всех, кого только было можно. Так вот в «Манхэттене» оказались лучшие из лучших, главные роли в фильме исполнили, наверное, самые очаровательные актрисы Голливуда 70-х. Достаточно просто перечислить: Дайан Китон, Мэрил Стрип и Мэриел Хемингуэй. Для каждой из них Вуди придумал остроумную и яркую роль: роковой музы, съехавшей с катушек бывшей жены и нежной и трогательной юной подруги главного героя. Конечно, у Дайан Китон и Мэрил Стрип можно найти роли и поинтереснее, а вот для замечательной Мэриел Хемингуэй (внучки Эрнеста Хемингуэя) эта роль на всю жизнь стала визитной карточкой и принесла ей номинацию на Оскар за Лучшую женскую роль второго плана.

 

6. Юмор

"Манхэттен"


Как гласит одна остроумная шутка, «Если в фильме Вуди Аллена висит ружьё, там обязательно будет какая-нибудь шутка про Чехова и евреев». Режиссёр и сценарист, в одном фильме которого закадровая героиня отравилась, выпив отбеливатель, способный шутить сомнительные шутки на любые темы вроде орального секса во время бар мицвы, в "Манхэттене" предстаёт во всём своём великолепии. Его почти идеальное, искромётное и лёгкое чувство юмора, отполированное выступлениями в стендапах, тут не изменяет ему ни разу. Болтовня нью-йоркских интеллектуалов в фильме удаётся на славу, и будьте готовы к тому, что реплики главного героя могут вызвать в зале приступы продолжительного хохота, насмешив вас до слёз. И вообще, это идеальный фильм для свидания – главное, чтобы у вашей пары оказалось хорошее чувство юмора.

 

7. Жанр 


Как всем уже давно известно, фильм Вуди Аллена – это отдельный жанр. Смесь романтической комедии с мелодрамой, построенная на ярких актёрских образах и иногда приправленная по-настоящему драматическими моментами – вот тот рецепт, по которому он снимает свои фильмы вот уже более пятидесяти лет. Хотя время от времени режиссёру удается удивить зрителей и выдать что-то действительно неожиданное (как например, с «Матч Поинтом» и «Жасмин»), последние годы он не изменяет себе и предпочитает работать по одному сценарию. В «Манхэттене» ему удалось довести свой узнаваемый стиль до совершенства. И хотя все лавры, включая четыре Оскара, и звание фирменной алленовской комедии достались вышедшему за два года до этого фильму «Энни Холл», до сих пор ведутся споры о том, какая из двух картин лучше. Нам кажется, что «Манхэттен» всё же чуть тоньше, но это тот спор, в котором нет единственно верного ответа. С полной уверенностью можно утверждать только то, что спустя сорок лет после выхода «Манхэттен» – уже классика, и с годами он нисколько не растерял своего очарования и красоты.


Dailyculture.ru благодарит компанию «ИНОЕКИНО» за содействие и помощь в подготовке материала.


"Манхэттен"


Иван Цуркан



 

Рекомендуем

Фестиваль Дмитрия Корчака в НОВАТе
Кино. Премьера. "Страна чудес"
Голди Хоун: с улыбкой по жизни
Презумпция невиновности для «Матильды»
Ангелина Вовк. Она может удивить вас!
Kazakhstan Fashion Week
Выставка «Одежды Государства Российского»
«Ни одна обложка не может утешить…»
Казнить нельзя помиловать («Мавританец», реж. Кевин Макдональд)
Элизабет Тейлор. Вопреки красоте