Блеск природы и нищета человечества («Путешествие времени», реж. Терренс Малик)
С 30марта в российский прокат выходит документальный фильм от режиссера Терренса Малика. Лента получила весьма интригующее и амбициозное название «Путешествие времени». Собственно, времени на создание новой работы у Малика ушло немало. Идея фильма появилась у режиссера еще в 1970-х гг., но воплотить в жизнь свою задумку Малик смог только спустя несколько десятилетий. Режиссер сделал две версии фильма: сорокаминутную для IMAX (текст читает Брэд Питт) и в 90 минут (с Кейт Бланшетт). В России будет представлен второй вариант. Малик посягнул на съемку документального видео о зарождении и развитии Вселенной. Режиссер, для которого тема богоискательства стала едва ли не основной, в «Путешествии времени» берется за раскручивание вполне признанной наукой концепции развития Земли: здесь вам и первые одноклеточные организмы, и динозавры, и растрепанные актеры, играющие первобытных людей. Пульсирующая музыка Эннио Марриконе в фильме сливается в экстазе со звуками первозданной природы, мощными и пугающими. Малик также любуется картинами космического масштаба, следит за появлением планет и звезд. Фотоальбом жизни на Земле, ее вроде бы и неспешных, но грандиозных метаморфоз получился впечатляющим. Движения медуз и косяков выверены чуть ли не хореографически. Извержения вулканов, волны, накатывающие на песок, отсняты так, что завораживают и притягивают к себе уставший взгляд. И все же Малик не был бы собой, если бы просто увлекся съемкой очередной документальной ленты о природе, о том, как ученые реконструируют прошлое планеты. В «Путешествие времени» режиссер вплетает вопрос о месте человека в этом мире, о его предназначении. В новом фильме Малика нет истории главного героя, которую бы он мастерски зарифмовывал с изображением природы, но «Путешествие времени» и более ранняя работа режиссера «Древо жизни» связаны тематически и визуально. В фильмах есть схожие сцены, звучит закадровый голос, задающий схожие вопросы. Только в ранней работе персонажи Джессики Честейн и Шона Пенна обращались к Богу. И зритель понимал, кто взывает к Творцу: судьбы Джека и его матери были у нас перед глазами. Сейчас же характер и участь вопрошающего (в дубляже – Константин Хабенский) Малик стирает, оставляя только голос и вопросы, банальные и болезненные, которые можно встретить и в серьезных исследовательских текстах, и приписанными к отфотошопленной картинке в вконтакте или в instagram. И обращается этот голос уже не к Нему, персонифицированному Богу, а к Ней, к Матери. Правда, обращение к Матери не новшество в творчестве Малика и вряд ли дань феминизму. В «Новом свете» к Матери уже взывала героиня К’Орианки Килчер, и ее вопросы туго переплетались с обращениями к Богу из уст других персонажей фильма. Поэтому, несмотря на отсылки к «Древу жизни», есть смысл предположить, что в новом фильме Малик пытается посмотреть на мир все же с иной точки зрения или, наоборот, указать на уместность схожих вопросов в разных системах ценностей. Благо, лента предоставляет большой простор для интерпретаций. При этом, судя по мощным кадрам необузданной (хоть и порой смоделированной) природы и грязным пяткам бедняков, режиссер не питает особых надежд на счет человечества. По крайней мере, человек в «Путешествии времени» не венец мироздания. Малик заворожен природой, ее силой, мощью и красотой. Сцены, документирующие жизнь человека на Земле в наши дни, сняты на другую камеру, зернистая и хаотичная картинка человеческих мытарств и религиозных таинств визуально уступает краскам и буйству жизни, старательно воссозданному съемочной группой, но на уровне эмоций цепляет больше, чем зрелищное извержение вулкана. Видимо, сказывается, привычка сопереживать другому человеку, тому, кого можно накормить, мимо кого можно пройти. «Путешествие времени» – коллаж, составленный из зарисовок человеческой участи на Земле, пейзажных полотен и отлакированных религиозно-философских вопросов, к которым уже не знаешь, как относиться: и всерьез не получается их воспринимать, и отмахнуться от них сказав, что есть проблемы важнее, не удается, потому что они все равно где-то маячат на горизонте и ослепляют в минуты одиночества и бессилия. Малик же создал для них визуальное обрамление.
Елена Громова
|
Рекомендуем |