«Что за шум, а драки нет?!» или как снимался фильм «Место встречи изменить нельзя»10 мая, ровно 37 лет назад, начались съемки одного из легендарнейших фильмов «Место встречи изменить нельзя». Тогда еще никто не предполагал, что эта картина произведет такой фурор и получит мировую славу. Однако, сейчас, все: старики, дети, подростки - с удовольствием вспоминают кадры из фильма и крылатые фразы героев. Но знаете ли вы, как проходил съемочный процесс, какие сцены пришлось вырезать, и кто еще претендовал на главные роли? Об этом я расскажу в сегодняшней статье.
Кто решил экранизировать книгу? Думаю, ни для кого не секрет, что существует роман «Эра милосердия», написанный братьями Вайнерами. Эта книга повествует о смелых и отважных людях, которые в послевоенные годы борются с преступностью. Написана она была в 1976 году, и авторы решили подарить один из первых экземпляров В. Высоцкому. Какого же было удивление писателей, когда он появился на их пороге и заявил: — Я пришёл застолбить Жеглова! Никто вам не сыграет Жеглова так, как я его сыграю! Так и появилась идея экранизировать произведение … Как распределялись роли?
То, что капитана Жеглова будет играть Владимир Высоцкий, сомнений не вызывало. Братья Вайнеры даже изменили внешность своего героя: в романе Глеб был 25-летним молодым человеком, высоким и плечистым красавцем. С остальными актерами, претендовавшими на главные роли, возникли трудности: на роль Шарапова пробовались А. Абдулов, С. Никоненко, Е. Леонов-Гладышев, Ю. Шлыков и многие другие… Сами писатели хотели видеть в этой роли Евгения Герасимова, но ему пришлось дать отрицательный ответ из-за других съемок. Режиссер фильма Станислав Говорухин предпочел всем остальным небезызвестного «Кузнечика» Сергея Иванова. Но последний тоже не смог. В конечном итоге демобилизовавшегося офицера разведки сыграл Владимир Конкин, к большому неудовольствию А. и Г. Вайнеров.
На главную женскую роль Вари пробовались двенадцать девушек. Мы бы могли, к примеру, увидеть этот образ в исполнении Ирины Азер или Ольги Науменко. Интересно, что Высоцкий пытался уговорить режиссера отдать Варю его жене, Марине Влади. Заботливый муж считал, что его супруга сможет блестяще справиться с поставленной задачей, однако худсовет категорически против был настроен по отношению к француженке. Сержант Синичкина должна была олицетворять верную и любящую подругу и жену борца с преступностью, в то время как М. Влади вовсе не походила на «советскую гражданку». Но не все девушки мечтали попасть на экран в роли Варвары. Например, Лариса Удовиченко, которой как раз и предложили сыграть возлюбленную Шарапова, наотрез отказалась, так как мечтала об образе Маньки-Облигации. Она восклицала: «Либо Манька-Облигация, либо я играть не буду!». Есть даже один очень интересный факт, что после премьеры она начала получать письма из разных тюрем от заключенных, с признаниями в любви и просьбами не горевать. Один раз ей даже пришлось вызвать сотрудников правоохранительных органов, так как один освободившийся «гражданин» ждал её возле дома. Как великий советский поэт снимался в своем первом сериале? 10 мая 1978 года, как я уже писала выше, состоялся первый день съемок. В это же время был день рождения М. Влади – жены В. Высоцкого. Станислав Говорухин, режиссер многосерийного фильма, впоследствии рассказывал, что неожиданно Марина отвела его в сторону и попросила: «Отпусти Володю, снимай другого артиста». Сам Высоцкий не возражал, он тут же воскликнул: «Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!». Но режиссеру удалось все-таки уговорить его остаться. Когда начался сам съемочный процесс, В. Высоцкий проявил себя блестяще: он был талантливым актером, но, как, оказалось, и замечательно справлялся с работой режиссера. Кто, думаете, придумал небезызвестного карманника по прозвищу Кирпич? А эпизод допроса Груздева? Все это является авторством Владимира Семеновича. Так же именно он нашел интересное решение для эпизода Светланы Светличной: ее сцена выглядела неестественно из-за того, что актриса не знала, чем занять руки, и В. Высоцкий предложил ей протирать тарелку. Но с поэтом-актером-певцом возникали и трудности. Многие задаются вопросом: «Почему Жеглов не запел?», ведь по сценарию он должен был исполнять различные композиции в каждой серии. С. Говорухин вспоминал, что Володя очень хотел петь в фильме, но исключительно свои песни. А режиссер считал, что «это разрушит образ и это будет уже не капитан Жеглов, а Высоцкий в роли капитана Жеглова» и предлагал ему песни Вертинского. Гордый певец ответил на это: «Если ты не хочешь, чтобы я спел свое, не буду петь и Вертинского». Но в итоге один отрывок из песни «Лиловый негр» все-таки исполнил. И вот на этой почве режиссер постоянно ссорился со своим главным артистом. Известно, что один раз, их ссора была настолько сильной, что Высоцкий бросил все и уехал. Именно по этой причине произошел один из «киноляпов» фильма: сцена погони за грузовиком Фокса происходила без капитана Жеглова. Его крупные планы пришлось снять позже, когда актер вернулся на съемочную площадку. Какие сцены были вырезаны?
Изначально фильм должен был состоять из 7 серий. Но из-за представителей Гостелерадио, которые потребовали сократить картину на два часа экранного времени, режиссеру пришлось вырезать некоторые очень интересные сцены. После монтажа весь вырезанный материал был передан в архив Одесской киностудии, где благополучно потерялся. Но, по мнению многих критиков, фильм от такого сокращения стал только живее и динамичнее. Так о каких же сценах я говорю? Любимый многими фильм должен был начинаться с пролога, где зрителю бы показали военное прошлое Левченко и Шарапова. В этом вырезанном эпизоде герои выносят раненого с поля боя. Актерам пришлось пройти немалые трудности, ведь сцену снимали на болоте, они дубль за дублем вновь оказывались в холодной воде. А Павлов, который сыграл роль Левченко, только-только оправился от воспаления легких. По первоначальной версии сценария зрители должны были увидеть постельную сцену Варвары Синичкиной и Владимира Шарапова после их запоминающегося танца. Кстати, в книге этот эпизод описан так: «Я поцеловал ее в плечо и снова поразился, какая у нее нежная, прохладная кожа. Гладя ее вьющиеся волосы и тонкие гибкие руки, я весь сгорал, а она была утоляюще свежая, тоненькая, и пахло от нее солнцем и первыми тополиными листочками, и грудь ее маленькая с нежными лунами светила мне в сиреневом сумраке занимающегося рассвета, а ноги были длинны и прохладны, как реки». Как мы понимаем, по известным причинам, эта единственная эротическая сцена была вырезана режиссером.
Мало кому известно, что во время съемок эпизода взятия «Черной кошки», И. Бортнику, сыгравшего «Промокашку» позволили импровизировать, чтобы вышло динамично и живо. Как вспоминает актер: «И тут мне пришла в голову мысль… Это было для всех неожиданностью. Я настолько вошел в роль, что плюнул Жеглову в лицо. Он оторопел, утерся… Конечно, все это потом вырезали, потому что в те времена кадры, в которых уголовник плюет в лицо «власти», не могли быть допущены до зрителя. Замминистра МВД Никитин, консультант фильма, сказал: «А это что за персонаж? Уберите. Не то, завтра в каждом дворе будет стоять по Промокашке».
А этот эпизод нельзя назвать просто вырезанной сценой. Режиссер принципиально изменил финал: в первоначальном варианте фильма, аналогично книге, Варвара должна была погибнуть. А буквально «спасло» девушку Гостелерадио, ведь именно они были против такого финала. Аргумент был вполне весомый: с каким же настроем люди пойдут в понедельник на работу, если в воскресенье они досмотрят фильм, узнав о гибели сразу двух полюбившихся персонажей!
Истории за кадром и интересные факты.
В этом заключительном разделе своей статьи я хочу рассказать о самых интересных моментах, которые произошли на съемочной площадке, а так же приоткрыть завесу тайны над некоторыми неизвестными ранее фактами. Однажды, во время съемок ночной милицейской погони, на В. Высоцкого напали! К счастью, когда на его крик сбежалась съемочная группа. Как оказалось, это была фанатка, буквально зубами вцепившаяся в пальто своего кумира. Хотя территория возле Большого театра и была оцеплена, поклонница нашла способ обойти преграду. Так же мало кому известно, что Высоцкий, в отличие от своего героя Жеглова, очень плохо играл в бильярд. Во всех эпизодах игры актер лишь только держит в руках кий, а шары на самом деле закатывает Куравлев. По рассказам А. Вайнера известно, что костюм для своего персонажа Владимир Семенович выбирал собственноручно на складе Одесской киностудии. Этот процесс был трудоемким и занял очень много времени, ведь все атрибуты одежды должны были соответствовать 40-вым годам. В картине, в отличие от самой актрисы, снялись оба сына Марины Влади. В одном эпизоде сержант Синичкина ловит за руку младшего сына - Владимира, а старший Пьер попадает в кадр в роли пленного немца. Правда эта сцена не попала в фильм, но его имя в титрах осталось. Все трюки выполнял каскадер Владимир Жариков. Именно он выпрыгивал из машины вместо Фокса и был «официанткой», когда последнюю выбрасывали в окно. В фильме использованы материалы самых настоящих уголовных дел. Например, дело, которое расследовал Владимир Павлович Арапов (один из прототипов Шарапова). О нем в первой серии рассказывает Жеглов, как о случае из своей практики. Аналогично этому, реально и дело Груздева. Кто не знает, уже ставшее крылатым, выражение «Облигация или Аблигация»? Так вот, по словам самой актрисы Ларисы Удовиченко, эта фраза прозвучала абсолютно случайно: она действительно не знала, как правильно пишется это слово. Часть съемок происходили в Одессе, но Высоцкий не хотел отказываться от своих спектаклей в Москве. Ему приходилось постоянно летать в столицу для перевоплощения в Гамлета, а затем обратно становиться Жегловым. Всем известную, ставшую хитом, песню группы Любэ «Атас» в 1990 году Николай Расторгуев исполнил про главных героев фильма. В Мариуполе прямо в центре города был установлен памятник Владимиру Высоцкому в образе полюбившегося всем Глеба Жеглова. А в 2009 г. памятник Жеглову и Шарапову были открыты в Киеве возле здания Министерства Внутренних Дел Украины. И в заключение… Будет ли вторая часть? Впервые, завершенный в 1979 году фильм, был показан в День милиции. Сразу картина набрала миллионные аудитории и получила известность по всей стране. Было замечено, что чем больше показов, тем меньше становилось количество преступлений и… расхода коммунальной воды. Но, тем не менее, фильм, получивший народное признание, не был удостоен наград. Только впоследствии, создатели получили почетные грамоты от министра внутренних дел, а Владимир Высоцкий за роль Жеглова был посмертно награжден Государственной премией СССР 1987 года. …После такого оглушительного успеха появилась идея снять продолжение картины. Высоцкий даже написал сценарий, восклицая, что историю капитана Жеглова нельзя просто так бросать! Но продолжение так и осталось лежать на столе Вайнеров, потому что новые съемки даже не успели начаться. Владимир Семенович Высоцкий умер, и все понимали, что ни один другой актер не сможет заменить его. А Станислав Говорухин одной единственной фразой навсегда прекратил обсуждение вопроса о возможном продолжении детективной драмы. Он сказал: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?»… Евгения Фалькович
|
Рекомендуем |