Фильм недели. Классика. Чарли Чаплин "Новые времена"
«Новые времена» - последний немой фильм Чарли Чаплина. Он вышел в 1936 году. К тому времени американские зрители уже почти 10 лет наслаждались «говорящими» картинами.
Чаплин был одним из немногих, кто все еще сопротивлялся звуку. Звезды немого кино либо канули в Лету, либо заговорили и запели. Будучи непревзойденным мастером пантомимы, Чаплин боялся, что его высокое искусство умрет, лишь только Бродяга заговорит. «Единственным, что мне тогда нравилось в звуковом кино, это то, что я мог контролировать музыкальное сопровождение фильма, и я сочинял его сам», - напишет в своей биографии Чаплин. «Огни большого города» - немой фильм с записанной музыкой побил все кассовые рекорды проката начала 30-х годов, обойдя звуковые хиты тех лет.
Критики писали, что с приходом звука в кино, беззаботность Голливуда ушла в небытие. Жестокие реалии дня врывались и на киноэкран. Вернувшись в США из долгой заграничной поездки, Чаплин был поражен тем, насколько быстро ухудшается экономическая ситуация в стране. Условия жизни американцев становились все хуже и хуже, и лишь только слова Рузвельта о том, что «кроме самого страха нам больше нечего бояться» внушали надежду. Чарли Чаплин откликнулся на Великую Депрессию «Новыми временами». Эпоха процветания 20-х годов сменилась безработицей 30-х, сентиментальность «Огней большого города» сменилась сатирой «Новых времен».
Идея фильма пришла к Чаплину после знакомства с актрисой Полетт Годдар. Однажды он услышал, как Полетт мастерски подражала простонародному южноамериканскому акценту, и в воображении режиссера, постоянно находящемся в поиске новых идей для фильмов, возникла обаятельная уличная девчонка. Затем Чарли представил сцену знакомства двух бродяг, Чарли и Полетт, в полицейском фургоне. Также толчком к написанию сценария послужила история о том, как рабочие после нескольких лет работы на конвейере заболевают нервным расстройством.
В первых кадрах картины стадо белых овец (среди них затесалась одна черная) гонят через ворота загона. Затем стадо рабочих идет на работу. Переполненные улицы, набитая людьми проходная завода. Все спешат, лица сосредоточены и угрюмы. Но вот появляется Бродяга. В бешеном темпе он закручивает гайки, проносящиеся перед ним на конвейере.
Директор завода, как оруэлловский Большой Брат, следит за каждым рабочим и требует увеличить скорость производства. В начале фильма появляется титр – «Это рассказ об индустрии, личной предприимчивости и человечестве, мечущимся в поисках счастья». Конвейер Форда и машины были созданы человечеством в поисках счастья, комфортной жизни.
Но Бродяге и его коллегам, закручивающим непонятные гайки на непонятных деталях под гул непонятных турбин, новые времена приносят одни заботы, несчастья и растерянность.
Как скажет еврейский цирюльник в финальной речи в «Великом диктаторе» - «Принеся изобилие, машины оставили нас в нужде. Больше чем технологии, нам нужна человечность».
Кормящая машина, созданная для увеличения производительности рабочего, вместо еды дает Бродяге пощечины и затрещины. Кстати, подобная сцена была придумана Чаплином в 1916 году для фильма о путешествии на Луну, который так и не был снят. После обеда темп работы опять увеличивается, нервы Бродяги не выдерживают, и он сходит с ума. Рабочие не могут остановить его, ведь производство продолжается, а они боятся потерять работу. Но наконец, конвейер остановлен и Чарли хватают. Черную овечку выгоняют из стада.
Выйдя из больницы, Бродяга подбирает случайно упавший из грузовика флаг. Размахивая им и крича водителю о пропаже, он, сам того не подозревая становится предводителем демонстрации рабочих. Чарли арестовывают и увозят в тюрьму. Этой сценой Чаплин невольно предсказал 1952 год, когда США на волне маккартизма предъявит ему обвинения в симпатии к коммунистам и лишит визы.
Выйдя из тюрьмы, одинокий Чарли нигде не может устроиться. Инцидент на корабельной верфи лишает его очередной работы. Отсутствие маленького колышка в конструкции приводит к крушению, но отсутствие маленького винтика системы – Бродяги, никого не волнует. Лишь повстречав такого же выкинутого на обочину человека, Чарли находит место в жизни. Во время их встречи первый раз заиграет знаменитая мелодия Чаплина, тема любви и надежды, которая потом станет легендарной песней «Smile». Вместе с героиней Полетт Годдар он мечтает о лучшей жизни, устраивается на новую работу. «Я заработаю нам на новый дом. Даже если для этого мне придется работать», - говорит Чарли. Любовь заставляет Бродягу поверить в себя, она закрывает ему глаза от окружающей действительности. И только с закрытыми глазами Чарли выделывает пируэты на роликах на краю пропасти в универмаге, а как только повязка снята, он в отчаянии застывает, боясь упасть. Новая работа и новые неприятности в лице бывших сокамерников Бродяги. Опять увольнение и арест.
Все попытки приспособиться к окружающей действительности доказывают, что добиться чего-нибудь честным путем невозможно. Но вот влюбленные находят новый дом (маленькую лачугу на окраине, которая кажется им Букингемским дворцом), а Чарли, расталкивая всех локтями, получает должность подмастерья на заводе. Забастовка и опять тюрьма.
Наконец удача, Чарли и его спутница попадают в ресторан. Он официантом, а она танцовщицей. Я считаю, что фильм «Новые времена» самая смешная немая комедия Чаплина, а сцена в ресторане – самая смешная сцена фильма. Чарли уморительно обслуживает нервных клиентов, готовясь петь в конце вечера. Вот он репетирует сцену под присмотром возлюбленной и постоянно забывает слова. Любимая сцена фильма. На фоне тихо и приятно поет хор официантов, беспризорница пишет Чарли текст на манжетах, он улыбается и радуется ее находчивости. Идиллия. Последняя немая сцена, последнего великого немого фильма. Первые аккорды песни, и Чарли вылетает на сцену, манжеты разлетаются в стороны, зрители аплодируют. «Пой! Неважно что!». Первые зрители этого фильма не верили своим ушам. Чарли Чаплин запел с экрана. Запел тарабарщину, но от этого было еще смешнее. Мотив старой французской песенки напевали еще очень долго после премьеры, стараясь повторить несуществующие слова. Зрители просили киномеханика повторить эту сцену еще и еще. Чаплин удивительно точно, невероятно смешно и исключительно мастерски передал жестами сюжет незамысловатой песенки о толстом богаче и красивой девушке.
Кстати, есть мнение, что знаменитую лунную походку Майкл Джексон, будучи фанатом Чаплина, позаимствовал из этого эпизода. Аплодисменты в зале ресторана, аплодисменты в зале кинотеатра. Бродяге дают постоянную работу. Все счастливы. Но полицейские арестовывают беспризорницу за бродяжничество и герои убегают.
«Зачем пытаться?» - спрашивает отчаявшаяся героиня Годдар. Чарли успокаивает ее: «Не вешай нос. Прорвемся!». «Прорвемся!» - повторяет за ним Полетт. Настоящее кино всегда должно давать надежду зрителю. Кабирия улыбается сквозь слезы в финале, Антуан Дуанель из «400 ударов» сбегает к морю, а Чарли Чаплин показывает девочке-бродяге жестами «Ну же, улыбнись», и они, полные надежд, уходят по дороге, залитой калифорнийским солнцем. Бродяга опять уходит, но на этот раз не один, а значит, все буде хорошо.
Михаил Мосягин
|
Рекомендуем |