Партнеры Живи добром

Кино. Классика. "Рим - открытый город" Р. Росселини


Рим - открытый город


Начиная с 1945 года и до середины 50-х, в итальянском кино господствовал неореализм. Течение, возникшее после свержения фашистского режима и окончания войны концентрировалось на изображении суровых будней разоренной, но свободной страны. Картины, снятые в этом стиле, можно считать не только произведениями искусства, но и полноценными историческими источниками, так как их сюжеты были основаны на реальных событиях и изображали их предельно подробно. Первым фильмом, созданным по законам неореализма, принято считать картину Роберто Росселлини «Рим – открытый город».

Сюжет фильма демонстрирует жизнь в оккупированной фашистами Италии. В центре повествования участник сопротивления Джорджио Манфреди (Марчелло Пальеро), его друг Франческо (Франческо Гранжаке), невеста Франческо – Пина (Анна Маньяни) и священник Дон Пьетро (Альдо Фабрици). Стоит отметить, что в фильмах эпохи неореализма большую роль играет прием типизации – ни одна ситуация и ни один герой не уникален. Так режиссер стремится на примере истории нескольких человек рассказать о жизни всей конкретной страны, да и, в общем- то, любой страны, находящейся под оккупацией. Образы героев как портретная галерея предстают перед зрителем. Мы видим участников сопротивления, один из которых скрывается от преследования, а другой пытается уловить хоть какие-то мгновения счастья от молодости, которая пришлась на такую тяжкую пору, его невеста Пина – заботливая мать, устраивающая бунт, чтобы достать немного хлеба для сына и себя. Узнаются также и образы священника, который молится за допрашиваемого, чтобы тот не проговорился, дезертира, молодой девушки, которая готова променять любимого на новое пальто и даже немца, сомневающегося в том, является ли арийская раса избранной. Режиссер ведет свой рассказ, без прикрас показывая быт военного времени и, несомненно, сочувствуя своим героям, уставшим и обессилевшим, однако готовым сражаться за свободу до самого конца. Их речи не пестрят вдохновенными лозунгами и фразами, однако нельзя не почувствовать бесстрашие героев, силу и невероятное спокойствие, с которым они встречают каждый новый день и каждый поворот судьбы.

Работа над сценарием была начата еще во время войны. В его создании участвовали Роберто Росселлини, Серджо Амидей, Фредерико Феллини, для которого эта работа стала первой, и Альберто Консильо. В основу сюжета положены реальные истории: одна из них касается Дона Морозини – римского священника, расстрелянного во время войны, другая рассказывает о протипе Пины – партизанки Терезы Гуллаче, убитой немцами в Риме. И хотя на родине прокатчик отказался распространять фильм, за рубежом картина приобрела невероятную популярность, завоевала Гран-при Каннского фестиваля, была номинирована на Оскар и положила начало итальянскому неореализму.

Неореализм в Италии возник спонтанно. «Кое-кто мог бы подумать, — писал впоследствии Де Сика, — что в один прекрасный день все мы — Росселлини, Висконти, я и другие — сели за столик в каком-нибудь кафе на Виа Венето и решили: давайте создадим неореализм. Нет, это было далеко не так. Мы почти не были друг с другом знакомы... Каждый жил сам по себе, размышлял, надеялся по-своему. И, тем не менее неореалистическое кино вылилось в широкое коллективное движение» Однако уже через 10 лет этой эпохе пришел конец, что объясняется улучшением экономического положения страны, а на смену ему пришли другие режиссеры, которые несли уже другие идеи, например, тот же Феллини, Висконти, Антониони, Пазолини и Бертолуччи.


Рим - открытый город


Надежда Афанасьева


 

Рекомендуем

38-й ММКФ. Конкурс. "Эксцентрики" реж. Януш Маевский, "Поющие башмаки" реж. Радослав Спасов
Долматовский: бесчеловечное глазами человека
Мастер-классы по кузнечному ремеслу
Теодорос Ангелопулос. Трилогия истории
Страшная сила: идеалы красоты в разных странах
Максимализм и талант Константина Райкина
Застрявшие в прошлом («Т2: Трейнспоттинг», реж. Дэнни Бойл)
Талантливые и угнетённые. Советские актёры, навсегда уехавшие за границу
67-й Берлинский кинофестиваль. "Логан", режиссер Джеймс Мэнголд
Космос как предчувствие. Станислав Лем