Партнеры Живи добром

Кино. Классика. "Цирк сгорел, и клоуны разбежались" В. Бортко


Цирк сгорел, и клоуны разбежались

Свой первый фильм режиссер Владимир Владимирович Бортко снял в 29 лет. В кино он пришел, уже успев получить техническое образование и поработать по специальности. Бортко известен постановкой полнометражных фильмов, но и телевизионными работами. Именно он снял «Бандитский Петербург», экранизировал роман Достоевского «Идиот», удостоившейся в 2003 году семи премий ТЭФИ, и роман Булгакова «Мастер и Маргарита» (ТЭФИ 2007 года  «За лучшую режиссуру»). Еще одна известная экранизация Булгакова - «Собачье сердце», за которую Владимир Владимирович получил награды за лучшую режиссуру на международных кинофестивалях.

Фильм «Цирк сгорел, и клоуны разбежались» (1998), по всей видимости, занимает особое место среди других лент режиссера: какое-то время он трудился под псевдонимом Ян Худокормов. Худокормов – фамилия главного героя фильма, который также работает режиссером и пишет сценарии.  Правда, зовут его уже не Ян, а Николай, как и актера исполнившего эту роль (Николай Караченцов).

В фильме показаны «будни» Николая Худокормова. Одно событие сменяется другим. За ссорой с первой женой следует нежная встреча со второй, обернувшаяся скандалом в дорогом ресторане. В свободное время мужчина подрабатывает таксистом, а на официальном мероприятии узнает, что бывшая знакомая родила от него сына. Худокормов мечется от «спонсора» к «спонсору», стремясь раздобыть деньги на съемку нового фильма. Режиссер рассказывает о том, что кино будет о человеке, не утратившим достоинства, а сам в поисках денег забывает о собственной чести. Точнее не забывает, а предает себя, перешагивая через свои принципы. Он присматривает за пожилой матерью, живущей с ним в одной квартире, и взрывается от одной мысли, что в чем-то может на нее быть похожим. Сценарий к фильму между тем не пишется. У Худокормова никак не получается придумать финал, и вместо строчек его рука машинально рисует на пустых белых страницах цветок.

Событийно лента насыщена, но смена событий и декораций все же не задает быстрый темп. При просмотре фильма не покидает ощущение, что время в «Цирк сгорел…» словно бы растягивается, несмотря на бег жизни. Слова «перед смертью не надышишься» в работе Владимира Бортко приобретают свою плоть: Худокормов живет под пристальным взглядом Смерти, воплотившейся в образе таинственной незнакомки (Таня Ю). Он в прямом смысле оттягивает последний час всеми силами, и поначалу кажется неважным, что промежуток между ним и этой минутой будет заполнен ссорами с матерью и выпрашиванием денег на фильм, который не знает, как закончить. Все равно что и как, лишь бы пожить еще немного. Но постепенно Худокормов понимает, что жизнь его давно пошла под откос, и Смерть ему только напомнила, что духовно он уже давно мертв.

«Человек, видящий смерть, есть человек больной, нарушивший закон своей жизни», - кричит в отчаянии герой Караченцова. И не понятно, о каком именно «законе» идет речь: о том ли, что он готов пойти на любые унижения ради фильма, сценарий к которому не пишется, или о том, что большую часть жизни он жил для себя, заботясь о своей творческой реализации, забыв о своих детях. Перед лицом Смерти он стоит один, думая о спонсорстве, лишь изредка вспоминая о тех, кому дал жизнь.

Отношения между Худокормовым и Смертью складываются надрывно, неоднозначно. Сначала он не понимает, кто встретился ему на пути, и злится на девушку, отвлекавшую его по дороге странными разговорами и не заплатившую за проезд. Чуть позже он начинает влюбляться в нее, очарованный ее красотой и загадочностью. Но романтические чувства режиссера гаснут, как только к нему приходит смутное понимание того, кем может быть стоящая перед ним красивая женщина.

«Цирк сгорел…» не рассказ о нескольких днях конкретного человека, а напряженный диалог между жизнью и смертью, где каждый произносит свои слова правды, очарован собеседником, и все же живущий пытается прекратить разговор, потому что речь Смерти кажется невыносимой даже на поминках, а для Смерти отговорки жизни - глупость.


Цирк сгорел, и клоуны разбежались

Елена Громова


 

Рекомендуем

Вся правда о Гарварде: история создания, знаменитые выпускники, места силы
Кино. Война на экране кинотеатра
Роман Айн Ренд как библия объективизма
Российские дизайнеры проведут акцию против СПИДа
Кровожадный рассудок ищет смысл («Рыцари справедливости», реж. Андерс Томас Йенсен)
Довлатов и Пушкин на сцене театра «Студия театрального искусства»
Vanessa Colareta : "Migration is a topic that has been widely developed in contemporary art"
Эхо времени в картинах Владимира Серова
Выставка «Мир женщины на страницах дореволюционных женских журналов»
Неуемный характер Питера Финча на сцене и в жизни