Партнеры Живи добром

Кино. Классика. "Полеты во сне и наяву"


Полеты во сне и наяву


Дебютировав в кино в 1968 году в картине Басова «Щит и меч», Олег Янковский сразу приобрел популярность. За свою жизнь актер исполнил более 100 самых разных ролей, став одной из самых значимых фигур отечественного кинематографа. Режиссер Роман Балаян говорил об Олеге Ивановиче: «Он работает в любом возрасте, в любое время, в любой стране... В нём нет никакой однозначности. А его взгляд, я убеждён, способен выразить немыслимую амплитуду: от мерзавца до святого». При упоминании имени Олега Янковского на ум сразу приходят названия следующих картин: «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Мой ласковый и нежный зверь», «Зеркало», «Ностальгия», - и те незабываемые образы, которые воплотил актер на экране.

Однако сам Янковский любимым героем считал Сергея Макарова из «Полетов во сне и наяву». Эта многогранная картина стала откровением своего времени, осветив множество актуальных проблем и противоречий как в самом человеке, так и в его взаимодействии с обществом. По сюжету, за несколько дней до сорокалетия Сергей Макаров подвергает оценке уже прожитую им лучшую половину жизни. Герой переживает кризис: все то, что раньше имело великий смысл, теперь кажется лишь пустой тратой времени, которого теперь уже осталось не так много. Меняется поведение Макарова, меняется и он сам, что не остается незамеченным его окружением.

Роль Сергея, переживающего реорганизацию внутреннего мира и тотальную переоценку ценностей, изначально должен был исполнить Никита Михалков (в итоге он сыграл эпизодическую роль режиссера). Однако позже, когда режиссер Роман Балаян увидел Янковского в фильме «Мы, нижеподписавшиеся...», решение изменилось. Действительно, образ получился ярким, запоминающимся и совершенно точно выделяющимся на фоне остальных героев картины. Задор, детская простота, изобретательность и мечтательность Гвидо Ансельми из «8 ½» Фредерико Феллини тут же сменяются задумчивостью, отрешенностью и некоммуникабельностью героев Антониони. Фильм объединил в себе лучшие идеи кинематографа того периода (легко можно провести параллели и с другими картинами) и безусловно ярчайшие черты своего поколения. Несовпадение идеалов индивидуума и общества вокруг – проблема, знакомая большинству из нас, тогда стояла особенно остро. Дело лишь в том, какой путь выбрать в данной ситуации: пытаться подавить свое «я», расставив приоритеты так, чтобы ни с кем не вступать в конфликт, или жить по наитию, находясь в вечном поиске того, что действительно окажется важным и значимым, ради чего и правда стоить пройти длинный тернистый путь. История о Сергее Макаровом, в каком-то смысле, история о каждом из нас, если не целиком, то частично. Балаян совершенно по-иному взглянул на довольно затасканный вопрос, Олег Янковский же стал настоящим сокровищем для фильма и, наверное, лучше всех прочувствовал атмосферу картины.

Каждое появление этого актера на экране всегда вызывало неподдельный интерес. Каждый образ, созданный им, уникален и бесценен. Трудно сказать, сколько потрясающих героев мог бы еще подарить нам актер, но все они были бы сыграны искусно. Янковский всегда очень ответственно относился к своей работе: «Играть в полноги хороший артист просто не сможет. Это не связано с возрастом. Актер обязательно должен излучать энергетику. Ты выходишь на сцену — и начинают по-другому работать селезенка, печень, нервная система».


Полеты во сне и наяву


Надежда Афанасьева


 

Рекомендуем

Александр Збруев: «Я чувствую себя таким же сорванцом, как мой герой Ганжа»
Триумфальная кантата Карла Орфа
Камиль Писсарро. Человек сердца
Изобретение, покорившее мир
Зачем нужны музыканты, если есть искусственный интеллект?
Хеди Ламарр. Красота и интеллект
Культурные бесплатные события сентября
Брюс Вебер – гений современной фотографии
Крепкая психика («ЗОЖ», реж. Магнус фон Хорн)
Наследие Осипа Ивановича Бове