Партнеры Живи добром

Кино. Личность. Владимир Хотиненко


Самое большое заблуждение сегодняшнего зрителя – уверенность в том, что в России хорошее кино не снимают со времен СССР. Каждый из нас гордится отечественным кино прошлого, обязательно упоминая при этом Эйзенштейна, Тарковского, Муратову. Сейчас почти все то, что ежедневно выходит в прокат делается с расчетом на массового зрителя, и как правило, не отличается глубиной мысли и серьезностью конфликта. А молодые российские режиссеры стараются удивить зрителя своей претенциозностью, делая что-то невероятно авторское, не имея при этом ни профессионального образования, ни нужных технологий, ни бюджета. И то, и другое, несомненно, имеет право на жизнь и всегда находит своего зрителя. Но есть люди, чье творчество и есть тот нерушимый пласт, который лежит в основе российского кинематографа. Режиссеры, получившие классическое образование ведущих киновузов страны, и которые сейчас учат молодое поколение киноспециалистов. В.В Меньшов, С.А Соловьев, А.В Рогожкин, А.Н Сокуров, А.Н Митта, А.С. Кончаловский, Н.С Михалков – список можно вести еще долго. Это фамилии тех, кто на протяжении многих лет делают качественное кино, которое никогда не станет массовым и всегда останется актуальным.

Владимир Иванович Хотиненко - человек, чье творчество всегда привлекает внимание кинокритиков. Режиссер, отличающийся особой традиционностью формы и вкладывающий в эту форму сильнейшее содержание. Фильмы В.И Хотиненко отражают большинство общечеловеческих конфликтов – это истории о вере, жизни, одиночестве, героизме. Иногда, после надоевшего Голливуда, безумного арт-хауса, просто необходимо обратиться к кино такого плана – мудрому, профессионально сделанному и невероятно душевному.


«72 метра» (2004)


"72 метра"


История по мотивам рассказов Александра Покровского о гибели подводной лодки. Крепкая, реалистичная картина про погибших подводников «Славянки». Естественно, отечественный фильм-катастрофа кардинально отличается от экранной катастрофы западного производства. Главный акцент не на визуальной зрелищности, а на личности героев, за судьбами которых мы наблюдаем под водой и на суше. Не переборщив с долей патриотизма, чем часто грешат отечественные режиссеры, создатели умело поиграли на чувствах зрителя. Мрачное повествование о нелегкой службе российских подводников разбавлено лирическими отступлениями о частной жизни мужчин и едкими шутками из уст командира Янычара (Анлрей Краско). За счет такого контраста становится вдвое больнее наблюдать за последними часами экипажа «Славянки». Находясь лицом к лицу со смертью, 13 узников стихии продолжают шутить, поддерживать друг друга и до последнего надеются на помощь суши. 


«Поп» (2009)


"Поп"

В основу фильма лег почти неизвестный факт о деятельности Псковской православной миссии. Во время Великой Отечественной войны существовало духовное учреждение, задача которого была вернуть церковно-православную жизнь на территории, оккупированные Вермахтом. Главный герой фильма - протопресвитер Алексий Ионов (Сергей Маковецкий), имеет реальный прототип. Человек, которому пришлось сделать почти невозможное – возвратить веру в Бога, измученному войной, народу. Оказавшись в положении между немецкими оккупантами и советскими партизанами, герой пытался сохранить это хрупкое равновесие, в котором находилась православная церковь. Если почитать историю - с кем пришлось сотрудничать, а от чего пришлось отказаться, то становится понятной проблема фильма. Вообще тема противоречивая, сложная, малоизученная. Критики в штыки приняли эту картину, фильм не был успешен в прокате, да в отзывах зрителей часто можно услышать слова «предатель», «РПЦ» и «заказ». В любом случае, смотреть надо, как пример агиографии, редко встречающейся в российском кинематографе. Именно такое кино и дает почву для размышлений.


«Мусульманин» (1995)


"Мусульманин"


Главный персонаж фильма (Евгений Миронов) – молодой мужчина, пробывший 7 лет в плену у моджахедов. По воле случая избежав расстрела, герой жил в чужой стране, приняв обычаи, нравы и веру чужого народа. В родную деревню Николай Иванов вернулся мусульманином. Чем ближе герой приближался к Аллаху, тем дальше отдалялся от своих родных. Действие происходит в камерном пространстве деревни, персонажей немного и каждый по отдельности играет свою роль в жизни Николая. А вместе жители составляют единую массу невежд и тугодумов, не способных принять то, что выходит за рамки принятых в селе норм. Но можно ли судить это неразумное деревенское племя? Ведь Николай попросту начал лезть в монастырь со своим уставом. То, что строилось годами, нельзя сломать за один день. И дело даже не в том, что Николай пытался убедить всю округу вероисповедовать мусульманство, просто герой пытался внушить жителям то, что жить надо по законам духовным, а не ставить на первое место удовлетворение естественных потребностей. Не смотря на то, что речь идет о самом святом, история развернулась страшная и несправедливая. В фильме множество сцен отображающие уклад деревенской жизни, где люди не живут, а выживают в этом хаосе - кровавые драки между героями, образ черта над рекой, удары по лицу иконами, доллары, плывущие по реке. В противовес этим сценам иногда возникает образ мусульманина в одиночестве читающего слова Корана над зелеными просторами родного края.


Маргарита Дубинина



 

Рекомендуем

День открытых репетиций Центра творческих проектов «Инклюзион»
Итоги проекта «Театральное ПТУ.Версия 3.0»
Beat Film Festival 2016. "Собачье сердце" реж. Лори Андерсон
Музей истории религии. Вы больше не будете прежним
Дмитрий Дмитриенко: "Мы в ансамбле дорожим каждым слушателем и остаемся ему верны"
Исаак Левитан. Одна жизнь, одна картина, сотни интерпретаций
Интересные факты из жизни Андрея Панина
Осень в ароматах: сезонные фантазии парфюмеров
Евгений Евстигнеев. Хотите быть драматическим актером?
Кино. Премьера. "Финансовый монстр"