Киноэпопея в пяти частях: в Москве стартовал юбилейный RIFFЛюбители итальянского кино вполне могли бы отпраздновать новый год за полтора месяца до официальной даты: 14 ноября в кинотеатре «Октябрь» состоялось открытие пятого, юбилейного сезона Русско-итальянского кинофестиваля RIFF. Зарубежное кино не обошли стороной недавние поправки в закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», поэтому формат фестиваля в этом году изменился: вместо привычных двух недель мы будем смаковать премьеры на протяжении всего года – каждый месяц.
Александр Букреев, программный директор кинофестиваля, рассказал, что в связи с принятием поправок для мира кино начался переходный период – и в данной ситуации есть свои сложности, прежде всего из-за того, что RIFF охватывает множество городов России.
Тем не менее, традиция фестиваля не прервется – а для зрителя это главное. Открытие юбилейного RIFF 2018-2019 состоялось, как и раньше, при полном премьерном зале кинотеатра «Октябрь» и в присутствии иностранных гостей. Заместитель министра культуры Италии Лючиа Боргонзони поздравила фестиваль с юбилеем, подчеркнув широкие перспективы культурного сотрудничества наших стран. А Роберто Стабиле, глава международного отдела Национальной ассоциации производителей кинематографической, аудиовизуальной и мультимедийной продукции (ANICA), поздравил создателей кинофестиваля и решил вспомнить, с чего RIFF начался для него: «Пять лет назад эти ребята – тогда они были совсем молодыми – они пришли ко мне и предложили идею фестиваля. Я, конечно, должен попросить у них прощения, потому что я не думал, не верил, что они достигнут такого ошеломляющего масштаба и успеха. Но они верили в свою идею, они продолжали работать, они росли, они развивались. Мы поддерживали их, конечно, не так, как они этого заслуживали, но мы давали им достаточно, чтобы они продолжали расти, развиваться, двигаться вперед и делать свое дело. И в конце концов они стали очень знамениты, в Италии их все знают, но я верю, что здесь их знают еще больше».
Фильмом открытия стала лента режиссера Даниэле Лукетти «Я – миллиардер», в которой рассказывается о том, что будет, если уклоняться от уплаты налогов. Конечно, это только завязка: кастинг-директор фильма Элена Боурика признается, что фильм был задуман как биография Берлускони, который так же, как и герой фильма был приговорен к общественным работам. Однако позже режиссер решил рассказать историю не одного миллиардера, а множества людей в разных жизненных обстоятельствах, в итоге – историю всей Италии.
Кстати, следуя традициям итальянского неореализма, команда фильма решила привлечь к съемкам непрофессиональных актеров, обычных людей, которые не понарошку живут в тяжелых условиях. На пресс-конференции после показа сеньора Боурика поделилась секретами работы с этой частью команды фильма. «Самое главное, когда ты работаешь с непрофессиональными актерами – это сделать так, чтобы им было комфортно. Потому что, когда мы чувствуем себя защищенными – мы, конечно, можем хорошо работать, делать самое лучшее, что мы умеем. В процессе работы над этим фильмом изначально у меня была только такая задача – заниматься кастингом, выбрать актеров, а потом просто показать им, как устроены съемки, как устроена площадка, где мы снимали. Но в первый день съемок одна из непрофессиональных актрис подошла ко мне и сказала: «Слава богу, что вы есть». И тогда я поняла, что надо будет сопровождать этих людей с начала до конца работы над фильмом. И поэтому так сложилось, что я стала эктинг-коучем для непрофессиональных актеров, для тех, кто играл второстепенные роли, до конца съёмок» – рассказала она.
Но и признанных актеров, конечно, тоже пригласили. Зрители, которые внимательно следят за современным итальянским кино и, в частности, за творчеством Паоло Дженовезе, сразу же узнают в главном герое Марко Джаллини, звезду «Идеальных незнакомцев», «Места встречи» и других картин последних лет. В ленте задействованы и другие актеры, хорошо знакомые итальянской публике, но пока не очень известные в России – например, стоит обратить внимание на Элио Джермано (Бруно).
Итак, миллиардер Нума Темпеста приговорен к общественным работам в центре для бедных. Как предполагает творческий метод с нотками неореализма, не стоит ожидать чудесных метаморфоз, прозрений и тому подобного: герой верит, что все продается и покупается, поэтому выпутаться из неприятной ситуации пытается привычным способом – экономическим. Его мир сталкивается с мирами других людей, у которых нет ни денег, ни четкого представления, как их заработать (если только они не свалятся с неба или им не поможет Господь). Темпесте наплевать на проблемы бедняков, а они, увидев подобного человека рядом с собой, недоумевают: почему ему достались все земные блага, а им – матрас в ночлежке и бесплатный суп? Между миллиардером и нищими стоит руководительница центра для бедных. Она прямолинейна, неподкупна, а ее главные цели – забота о ближних и установление справедливости. При этом Темпеста обязан найти общий язык со своей руководительницей и подопечными, ведь у него вот-вот сорвется важнейшая сделка.
«Я – миллиардер», по словам создателей – комедия, но такая комедия, которая заставляет не только смеяться, но и думать о важном. По-видимому, кроме шуток Лукетти решил показать зрителям феномен «берлусконизма»: это когда бедные не осуждают богатых, которые их обворовали, а сами мечтают поступить так же, как только представится возможность
Яна Ларина
|
Рекомендуем |