Партнеры Живи добром

Марк Донской: «Мы умеем любить, потому что мы убеждены, что каждое человеческое существо содержит в своей душе много добра нужно только уметь его открыть!»


Мало кто знает, что в ряду советских оскароносцев Сергея Бондарчука («Война и мир»), Владимира Меньшова («Москва слезам не верит») мог бы оказаться в 1944 году и советский кинорежиссер Марк Донской за свой фильм «Радуга», снятый по повести Ванды Василевской. Но по неизвестным обстоятельствам, эту престижную и, безусловно, заслуженную, награду он так и не получил, зато удостоился Сталинской премии СССР не только за этот фильм, но и за несколько других. А теперь обо всем по порядку.

   

Советский кинорежиссер Марк Донской родился 6-го марта 1901 года в бедной еврейской семьев в колоритном городе Одесса. Все свое детство и юность провел среди жизнерадостных и веселых одесситов. Место рождения наложило свой отпечаток на его характер. Он отличался веселым нравом, любил хорошую шутку и сам любил подшутить над кем-нибудь. Как, например, однажды объектом его «безжалостной» шутки стал немецкий актер Ганс Клеринг, который, кстати, был занят в «Радуге». Однажды он приехал к Марку Донскому на обед, тот взял грязную вилку и аккуратно положил ее в карман гостя. Затем, хлопнув по карману его пиджака, «обнаружил пропажу», округлил глаза, сопроводив это все вопросом: «Ганс, зачем ты спер мою вилку?». Бедный немец не зная как совладать с собой, сделался бледным, но потом понял, что эта был розыгрыш, чудачество великого режиссера. 


Марк Донской


Марк Донской был весьма разносторонним человеком. В молодости с одинаковым удовольствием занимался музыкой, боксом, стрельбой, юриспруденцией и даже поступил на правовое отделение Симферопольского университета, по окончании которого успел поработать в Верховном суде Украины. Не остался он в стороне от Гражданской войны, служил в рядах Красной Армии, тогда и почувствовал непреодолимую тягу к литературе даже издал несколько сборников рассказов. Осознание того, что его призвание кинорежиссура пришло к нему в 1926 году, когда он привез в Москву собственный сценарий «Последний оплот», который сразу же купили. Свой творческий путь он начал с ассистента режиссера и помощника по монтажу. Крестным отцом Марка Семеновича в киноискусстве стал не кто иной, как сам писатель и сценарист Виктор Шкловский, который и сподвиг его на великие свершения в виде гениальных фильмов.


Первая и последняя роль режиссера в игровом кино была в эпизоде картины «Проститутка» (1926 г.). А вот режиссерский дебют нашего главного героя состоялся в 1927 году, когда им совместно с М. А. Авербахом был снят фильм «В большом городе». Известность Марку Донскому принесла картина «Песня о счастье» (1935 г., совместно с В. Легошиным).


Самая значительная его работа — кинотрилогия «Детство Горького» (1938 г.), «В людях» (1939 г.), «Мои университеты» (1940 г.) за которую он впоследствии получил Государственную премию СССР. Вообще творчество и сама личность М. Горького оказали огромное влияние на формирование М. Донского как режиссера. На протяжении всей своей творческой жизни режиссер не раз обращался к произведениям М. Горького. Как, например, были сняты фильмы «Мать» (1956 г.), «Фома Гордеев» (1959 г.), «Супруги Орловы» (по ранним рассказам писателя, 1978 г.). М. Донскому даже посчастливилось встретиться со свои кумиром перед тем как приступить к работе над трилогией о детстве, отрочестве и юности писателя, он словно хотел взять у него разрешение на экранизацию, М. Горький возражать не стал. Самым досадным было то, что ни одну из этих картин он так не увидел, так как умер за два года до выхода первого фильма.


Марк Донской

 

Марк Донской принимал участие в Великой Отечественной войне, поехав добровольцем на фронт. Но вскоре его вернули в тыл, сказав при этом: «Помогайте своим искусством зарабатывать победу». Чувствуя, что от него зависит бодрость духа и энтузиазм солдат он тут же приступает к делу, за несколько лет снимает сразу три картины - «Как закалялась сталь» (1942 г.), «Радуга» (1944 г.), «Непокоренные» (1945 г.). «Радуга» демонстрировалась и в Америке, говорят, что фильм производил на американский народ такое сильное впечатление, что после просмотра они сразу же бежали записываться добровольцами на фронт. Как уже было сказано выше — М. Донскому присудили «Оскар», но получить он его почему то не смог. Зато в СССР был щедро завален наградами и званиями, в его копилке — три Сталинские премии (1941 г., 1946 г., 1948 г.), Государственная премия СССР (1967), звание Народного артиста СССР (1966 г.), звание Героя социалистического труда (1971 г.). 


Его неоценимый вклад в кинематограф был отмечен и организацией ЮНЕСКО в 1956 году - Марк Донской вошел в каталог 28 великих режиссеров наравне с С. Эйзенштейном, В. Пудовкиным, А. Довженко. Кинорежиссер скончался 21 марта 1981 года, похоронен на Новодевичьем кладбище рядом со своей супругой с которой он прожил 45 лет. Как-то у Марка Семеновича спросили о том, что для него в жизни является самым главным, он ответил: «Делать людей счастливыми». Пожалуй, ему это удавалось и удается до сих пор.



Анна Малинина


 

Рекомендуем

Топ-5 новогодних книг
«Джаз осенью» 2017
Новый проект музея Востока
Волшебник из страны СССР Александр Птушко
«Наука видеть» или «вселенское чувство» Кузьмы Петрова-Водкина
Как кошка на автостраде: премьера комедии «Добро пожаловать в Рим» на V русско-итальянском кинофестивале RIFF
Витторио де Сика. «Я оставляю кинематографу не только свои фильмы, но и своих сыновей…»
Ретроспектива Юлиана Радльмайера в «Фитиле»
Волшебные сыворотки. Часть вторая
С днём рождения БДТ!