Наталья Гундарева: Непростая судьба простой женщины
Любимица миллионов. Воплощение настоящей русской женщины. Обладательница розовых щёк и пышной фигуры. Именно та, которой телезрительницы не завидовали, а по-настоящему сопереживали и находили в ней себя. Бесконечный талант. Неимоверно трудолюбивый человек. Самая преданная артистка. Но всего лишь одна короткая жизнь, прожитая так ярко и так непросто. Это всё о ней – о Наталье Гундаревой.
Будущая знаменитая советская и российская актриса родилась 28 августа 1948 года в Москве в семье инженеров Георгия Макаровича и Елены Михайловны. Родители не сомневались, что дочь пойдет по их стопам, но сами не заметили, как привили девочке любовь к балету и театру. В балет было не суждено – «нестандартная фигура». А про театр мать и слышать не хотела. С самой школы Наталья готовила себя к карьере чертежницы и усердно готовилась к экзаменам в институт.
Может быть, мы бы с Вами никогда и не узнали о Наталье Гундаревой, если бы не Витя Павлов, её хороший друг, который буквально «затащил» Наташу в Театральный институт им. Бориса Щукина. Переступив порог Щукинского училища, она почувствовала себя как «рыба в воде». Она поняла, что это именно то, чего она хочет. Это именно то место, где она хочет быть, несмотря на всех писаных красавиц вокруг, которые были в числе абитуриенток. Наталья смогла покорить и очаровать комиссию не только розовым платьем и синими тенями, но и, конечно же, своим талантом и харизмой. Начался новый этап в её жизни. Она училась на курсе Юрия Васильевича Катина-Ярцева вместе с такими будущими звёздами, как Константин Райкин, Юрий Богатырёв и Наталья Варлей. Она сразу стала отличаться от всех своих сокурсников не только внешностью, но и невероятным упорством и трудолюбием: она посещала все лекции, конспектировала абсолютно каждое слово преподавателей, часами репетировала в шерстяной одежде, а потом записывала каждую черту характера своих героинь, все свои ошибки в тетрадку и тщательно анализировала. Второй курс обучения преподнёс ей роль Донны Платоновны из «Воительницы» Лескова, одного из её любимых писателей. Играла она настолько потрясающе, что педагоги Щуки были ошеломлены тем, как тонко и точно она чувствует свою героиню, и стали считать, что ей уже нечему учиться.
Окончив в 1971 году Щукинское училище, Наталье не пришлось бегать в поисках работы. На неё буквально посыпались приглашения от разных театров - каждый постановщик хотел заполучить такую талантливую выпускницу в свою труппу. Но Наталья Георгиевна выбрала Театр им. Маяковского, в котором прослужила всю свою жизнь. Первое время артистке доставались маленькие и несерьезные роли. Наталье оставалось только ждать. И вот, спустя 3 года, постановщику нужно было ввести в спектакль «Банкрот, или Свои люди – сочтемся» новую актрису. Наталье хватило всего десять репетиций, чтобы отлично вписаться в актерский состав спектакля. Театральная Москва высоко оценила игру Натальи и приняла её как своего давнего друга. Андрей Гончаров, режиссёр театра, был безукоризненно доволен игрой молодой актрисы. И так, Наталья стала его. Нет, не женщиной. Актрисой. «Я слепо однажды приняла на веру его веру. Я была только глиной в руках Мастера», - говорила она об Андрее. Первый успех не ослепил и не вскружил ей голову, она продолжала работать и репетировать целыми сутками. О чём-то еще она и думать не могла. Гундарева стала получать большие роли и не очень. Но каждой роли отдавалась полностью, без остатка. Наталья трудилась не только на театральном поприще, но и на телевидении: Софья в «Возвращении», Дунька в телеспектакле «Любовь Яровая», Мирандолина в «Трактирщице». Советское кино также не обошлось без обворожительной Наташи. Первой большой ролью на большом экране стала Аня Доброхотова в кинокартине «Сладкая женщина».
Ближе к концу 70-х Наталья Гундарева смогла добиться статуса одной из ведущих актрис театра, а также была признана лучшей актрисой по версии журнала «Советский экран». Последующие годы стали по-настоящему «золотыми» для артистки. Она наконец-то избавилась от образа «простой деревенской женщины», которая работала либо дояркой, либо буфетчицей. Она стала играть серьезные роли, воплощать психологически сложные и многогранные образы. С этого момента каждая выходящая её работа, не важно - на сцене театра или на голубых экранах, признана классикой. В этот успешный для нее период она играет самые значимые роли в своей жизни. Среди них: Катерина Измайлова в трагедии «Леди Макбет Мценского уезда» (к слову, данный спектакль имел необычайный успех и шел в Театре им. Маяковского на протяжении 13 лет), Нина Бузыкина в картине «Осенний марафон» и т. д. Такие киноленты, как «Хозяйка детского дома» и «Одиноким предоставляется общежитие» надолго затронули умы и сердца зрителей. Фильмы были настолько глубокими, настолько пронизаны чувственностью и искренностью, что никто не мог остаться равнодушным ни к сюжету, ни к великолепной игре Натальи Гундаревой. Её героини, их история и жизни оказались очень близки аудитории, что спустя много лет зрители продолжали ей присылать письма.
Личная жизнь никогда не была на первом месте у Натальи. Она не строила иллюзий на этот счёт. Она понимала, что театр и кино всегда будут у нее в приоритете, но не каждый мужчина сможет с этим жить. И только третий муж Михаил Филиппов полюбил и принял её какая она есть. Михаил тоже актёр, тоже талантливый. Позади несчастливый брак с дочерью Юрия Андропова Ириной. Но тут в его жизни, появилась Она. «Это было летом, на гастролях в Челябинске и Перми. Любовь не пришла, не подкралась, а поразила нас обоих. Очень вовремя мы встретились, хотя иногда я печалился: как поздно!» - с нежностью вспоминал Михаил. У Натальи был единственный ребенок – театр. Жизнь наградила её невероятным талантом, но не дала самого главного – простого материнского счастья.
После ярких и насыщенных, в творческом плане, лет наступила «зима». Начиная с 1990-х годов актриса стала меньше участвовать в репетициях и сниматься. Говорила, что роли предлагают не те. Последняя её героиня в театре - Леттис в «Любовном напитке» в 1997 году. Но тут, неожиданная новость: Наталья Гундарева попадает в страшную аварию, после которой она почти год будет приходить в себя. Никто не мог подумать, что это только начало тернистого пути. Спустя пара лет актриса серьезно сбросила вес и сделала пластическую операцию. На экране она выглядела сногсшибательно и в последний раз там появилась в начале нулевых в сериале «Саломея». И снова ужасная весть: актриса впала в кому вследствие инсульта. Но усилия врачей, помощь близких и любовь мужа помогли ей выбраться из этого страшного «сна». К сожалению, на этом проблемы со здоровьем не закончились. Зимой 2002 года во время обычной прогулки Наталья поскользнулась и ударилась затылком. И снова врачи, белые стены, запах больниц…
Смерть приходит без приглашения. 15 мая в 2005 году Наталья Георгиевна умерла из-за инсульта.
Всеми любимая артистка была действительно разной: порой вредной, со скверным характером, требовательной. Но она имела на это право. Несмотря на всё, мир потерял светлого, добродушного и просто хорошего человека. Зрители навсегда её запомнят именно такой. Наталья Гундарева оставила несоразмерный ни с чем след в жизни её близких, поклонников, а также в нашей истории театра и кино.
«Чтобы к тебе хорошо относились, нужно, по крайней мере, умереть. Тогда все начинают страдать, говорить, какая ты была хорошая. Все становятся твоими друзьями. А пока ты живёшь…», - Наталья Гундарева.
Полина Непомнящая
|
Рекомендуем |