Партнеры Живи добром

Парабола Шазелла ― к "Оскару" и обратно


Дэмьен Шазелл является самым молодым лауреатом «Оскара» за «лучшую режиссуру» за все время существования премии. DailyCulture рассказывает историю становления молодого таланта, приложившего немало усилий для того, чтобы снимать фильмы именно так, как он хочет.

Стремительный взлет Шазелла ― предмет зависти любого молодого кинематографиста. Так ли много тех, кто номинируется на Оскар за свой второй фильм в карьере? К моменту номинации за его плечами было 6 лет режиссерского образования в Гарварде, опыт работы над полнометражным проектом, тяжелые переговоры с продюсерами и дружба с одним из главных единомышленников ― композитором Джастином Гурвицем.

Выпускной год в Гарварде. Шазелл сидит рядом с Гурвицем. Дэмьен набрасывает диалоги, Джастин пишет к ним музыку. Взаимопонимание налажено, они уже работали вместе над дебютной картиной Шазелла ― «Гай и Мэделин на скамейке в парке». Это был романтический фильм, сюжет которого раскрывался с помощью музыки и танца. Шазелл снял этот фильм в качестве дипломной работы в 2009 году и пытался переосмыслить ретро-мюзиклы студии Метро Голдвин Майер. Фильму суждено было стать прообразом оскаровского триумфа Шазелла ― фильма «Ла-Ла Лэнд».


Дж.К. Симмонс и Дэмьен Шазелл на съемках "Одержимости"


Когда Шазелл закончил сценарий нового мюзикла, он не сразу нашел студию, готовую профинансировать фильм. В конце концов, одно предложение появилось: два инвестора и продюсер предлагали 1 миллион долларов на производство. Но у них было свое видение фильма, они настаивали, чтобы главный герой стал рок-музыкантом, а не джазовым пианистом, и чтобы фильм заканчивался абсолютным хэппи-эндом. Спасибо, Дэмьен, что сказал им «нет».

Отказ от такой возможности обязывал взять судьбу в свои руки и отстаивать право снять именно так, как хочешь. На это у Дэмьена ушло 4 года. Он взялся за новый сценарий. История про молодого парня, решившего стать звездой джаза (сам Шазелл играл в группе в старших классах), и его безжалостного учителя, требующего невозможного. И снова не обошлось без проблем. И на этот раз вообще никто не захотел вкладываться в фильм. Неужели продюсеры так не любят джаз? Чтобы в который раз доказать свою состоятельность, Шазелл снял короткометражку под названием «Одержимость» и показал ее на кинофестивале Sundance в 2013 году. Картина получила приз за короткометражный фильм, продюсеры выдохнули и дали денег на полный метр.


Райан Гослинг и Эмма Стоун на съемках "Ла-Ла Ленда"


«Одержимость» одержала три победы в пяти оскаровских номинациях. Фильм взял статуэтки за лучшую мужскую роль второго плана, лучший звук и монтаж. После такого успеха студия Summit Entertainment с радостью взялась за производство «Ла-Ла Лэнда», рискованного мюзикла про отношения джаз музыканта и начинающей актрисы. В этот раз на производство фильма выделили 30 миллионов долларов. Наконец, билет в Голливуд получен.

Слоганом фильма стала фраза «Here’s to the fools who dream», которую приблизительно можно перевести так: «Бесстрашным мечтателям посвящается...» (неудивительно, что Шазеллу это было так близко). Создавая фильм, режиссер хотел соединить в нем магию самых талантливых французских и американских мюзиклов. И, кажется, у него получилось. Чтобы помочь актерам и съемочной группе вдохновиться, каждую пятницу вечером Шазелл проводил показ фильмов, вдохновивших его на «Ла-Ла Лэнд»: «Шербургские зонтики», «Поющие под дождем», «Цилиндр», «Ночи в стиле буги» и многие другие.

Доверие продюсеров абсолютно оправдалось. «Ла-Ла Лэнд» покорил сердца и простых зрителей и членов американской киноакадемии. Фильм был 14 раз номинирован на Оскар, повторив рекорд «Титаника», и одержал победу в шести категориях: «лучшая режиссура», «лучшая женская роль», «лучшая музыка к фильму» (привет, Гурвиц!), «лучшая песня к фильму» (и снова Гурвиц!) и «лучшая работа художника-постановщика».


Дэмьен Шазелл


После «Одержимости» и «Ла-Ла Лэнда» Шазелл уже не был неизвестным выскочкой. Теперь он свой, а для своих все дороги открыты. Ему предложили по-настоящему голливудский проект. Все как положено: бюджеты, спецэффекты, космос, известная история. Кто-то на левом плече шепнул Шазеллу соглашаться. «Человек на Луне» стал первым фильмом, снятым Шазеллом не по своему сценарию и, кроме того, музыка не играла в нем одну из главных ролей, как это было в других его фильмах. История про Нила Армстронга была «долгостроем», проект находился в разработке больше десяти лет. В какой-то момент за него хотел взяться Клинт Иствуд, но он передумал.

Тем не менее, талант, отточенный усердием, не подвел Шазелла и здесь. «Человек на Луне» стал третьим по счету фильмом Шазелла, номинированным на Оскар. Фантастическое достижение для 34-летннего режиссера. Однако у фильма оказалось меньше всего номинаций среди всех его фильмов и это первый раз, когда ни сам Шазелл не был лично номинирован, никто из его актеров, и никто из его постоянной команды (композитор Джастин Гурвиц, оператор Линус Сэндгрен и монтажер Том Кросс).

В чем причина? Возможно дело в том, что этот проект стал для Шазелла чем-то противоестественным. Наверняка, ему было интересно снять фильм о космосе с человеческим лицом, да и сам фильм сделан талантливо и эстетично. Но посмотрев на факты, все сильнее кажется, что Шазелл свернул с тропинки независимого кино, которое так трогательно у него получалось, на тропу, где режиссер ― не душа фильма, а лишь его руки.

В «Человеке на Луне» катастрофически мало того Шазелла, который завоевал сердца зрителей отчаянной любовью к джазу и душевным терзаниям творческих ребят. Похоже, что Шазелл и сам это понял. Возможно, как настоящий творец, он однажды сделает об этом фильм. Но сейчас он вновь разворачивает свою жизнь туда, откуда начал ― к джазу, танцам и мюзиклам. На этот раз он даже отказывается от притязаний на Оскар ― за сериалы его пока не вручают.


"Человек на Луне"


Год назад стало известно, что Netflix договорился с Шазеллом на участие в производстве нового сериала. Он должен срежиссировать несколько эпизодов в сериале «Эдди» (рабочее название), рассказывающего о владельце джаз клуба в самом сердце Парижа. Сериал будет снят в жанре музыкальной драмы и, похоже, будет воспроизводить атмосферу «Ла-Ла Лэнда», так полюбившуюся зрителю. Шазелл явно поворачивается обратно к тому, что ему действительно нравится. Это косвенно подтверждает и Эрик Бармак, вице-президент Netflix по производству международного контента. На пресс-конференции Венецианского фестиваля он сказал, что сериал будет чем-то средним между «Одержимостью» и «Ла-Ла Лэндом». Сейчас сериал находится на стадии препродакшена. Дата выхода пока не известна, но скорее всего «Эдди» станет сериальным дебютом Шазелла.

Не успели утихнуть новости про Netflix, как стало известно, что Apple заказала Шазеллу полноценный драматический сериал для своего будущего стрим-сервиса. Детали сюжета сериала держатся в секрете, но точно известно, что Шазелл сам напишет и снимет все эпизоды сериала, а также выступит в качестве исполнительного продюсера.

Теперь, когда Дэмьен Шазелл стал настоящей голливудской звездой, крупные студии по-настоящему охотятся за ним. Хочется верить, что в этой бурлящем океане шоу-бизнеса он не потеряет того уникального стиля, с которым ворвался в кино. Работа вместе с голливудским студиями, с Netflix и Apple ― возможность подняться по карьерной лестнице до самого верха, но сможет ли Шазелл снимать по-настоящему свое кино или его утянет в другую сторону?


Дмитрий Горохов



 

Рекомендуем

«Балет есть замок красоты»
Никита Михалков. «Кино – это диагноз».
Аркадий Райкин. Король эстрады
Концерт-открытие V Международного фестиваля вокальной музыки «Опера Априори»
Книга, после которой смотришь на мир по-другому Рубен Давид Гонсалес Гальего. Белое на черном
ЦДМ на Лубянке открывается в свой День Рождения
«Дождливый день в Нью-Йорке» как один из способов ненадолго оказаться в Манхэттене
Прощай, Эльдар...
Так ли важно быть серьёзным?
Галина Уланова. «Мона Лиза русского балета»