Рай для палачей ("Рай" реж. Андрей Кончаловский)
Картина Андрея Кончаловского «Рай» выходит в российский прокат 19 января. Премьера фильма состоялась на Венецианском кинофестивале, где жюри присудило Кончаловскому «Серебряного льва» за лучшую режиссеру. Награда, безусловно, заслуженная: снять историческую картину на трёх разных языках (французский, немецкий, русский), где полфильма герои перед камерой в серой комнате рассказывают каждый свою историю, и удержать зрителя в зале на протяжении двух часов таким действом крайне сложно, но не для Андрея Кончаловского. Смотрится фильм на одном дыхании и затрагивает больную тему, о которой можно спорить и рассуждать вечно – возможен ли рай на земле, в данном случае нацистский рай. Ольга, русская аристократка, эмигрантка и участница французского Сопротивления, скрывала у себя еврейских детей, за что была арестована нацистами во время неожиданной проверки. В тюрьме она очаровывает Жюля, который вёдет её дело и в обмен на интимную связь готов ей помочь, но не всё так просто… Княгиня оказывается в концентрационном лагере, где ей приходится столкнуться не только с невыносимыми условиями жизни, но и со старым знакомым немецким офицером, влюблённым в неё когда-то в мирное время. Офицер Хельмут делает её своей прислугой, просыпаются старые чувства, и всё это заходит слишком далеко. Молодой Хельмут является большим почитателем русской литературы и обожает Чехова. Он очень красивый молодой человек с чистым, умным и добрым лицом. Как такой, как он стал нацистом и проникся этой идеологией, свято верит в то, что евреев нужно вырезать, а немцы должны править миром. Как люди становятся такими? Их делает система или же они сами своим умом дошли до состояния убийц, которые полагают, что могут сотворить рай на земле. Рай арийцев, которые пропагандируют спорт и здоровый образ жизни, а сами в своих кабинетиках беспрестанно пьют, курят, принимают наркотики, спят с женами друг друга и когда собираются своей «элитой» устраивают вакханалию! Жестоко насилуют еврейских женщин, кстати, тех, кого они сами считают грязью, но, тем не менее, не прочь совокупиться с этой грязью и, получается, запачкаться в ней, объясняя это… впрочем, ничем. Фильм получился сильным и поглощающим, одним из лучших фильмов Кончаловского. Юлия Высоцкая, бессменная муза режиссёра сыграла, пожалуй, свою лучшую роль в карьере, покорила журналистов своей игрой, думаем зрителей покорит не меньше. На пресс конференции актриса рассказала, как готовилась к роли, и, как непросто проходили съёмки – она прочла огромное количество соответствующей литературы, почти не спала во время съёмок и даже побрилась под машинку. Почти все вопросы, что задавали Андрею Сергеевичу по фильму, он воспринимал с недоумением, заняв удобную и во многом правильную для режиссера позицию «все, что я хотел сказать, я сказал в фильме». В картине много спорных эпизодов, которые можно по-разному трактовать и любая трактовка будет правильной. Ведь в этом и есть прелесть любого вида искусства, что каждый видит своё и спрашивать у создателя, правильно ли понят тот или иной эпизод - это смешно (а еще смешней становится, когда режиссер пытается убедить зрителей в том, что они не так поняли картину). Картина будет идти в российском прокате с субтитрами (герои в фильме говорят на трёх языках), а для российского большинства, как известно, субтитры – это, извините, не в кайф. Кончаловский поблагодарил компанию Disney за то, что она пошла на определенный риск и взялась за прокат в России сложного для массового восприятия фильма. Режиссер признался, что рассчитывает на проникновенного и думающего зрителя, который, как говорится, попкорном не балуется. Мы вместе с Андреем Сергеевичем надеемся на лучшее. «Рай» – не фильм о холокосте, как многим может показаться. Наверняка найдётся порядочное количество людей, которые будут упрекать Кончаловского в избитости темы. Опять евреи! Опять они! В кулуарах после просмотра журналистами произносились подобные недовольные реплики, правда, шепотом. Злость и неуверенность в себе застилает людям глаза, и они часто не видят сути. «Рай» фильм о людях и в первую очередь о русской интеллигенции, которая вымирала тупо и страшно, порой спасая других, и о том, что субъективного рая быть не может, а объективного не бывает.
Вера Кузнецова
|
Рекомендуем |