Партнеры Живи добром

Роднянский и Мизгирёв: лекция о кино


27 августа в День российского кино в кинотеатре «Октябрь» прошла публичная лекция продюсера Александра Роднянского и режиссера Сергея Мизгирёва. Разговор о кино состоялся не только по случаю праздника, но и по случаю выхода в прокат картины «Дуэлянт». Организовано мероприятие было сетью кинотеатров «КАРО» и Московской школой кино.

Александр Роднянский – один из известнейших кинопродюсеров в России. Почти все крупные российские картины последних 10-15 лет были им спродюсированы: от «9 роты» и «Обитаемого острова» до «Елены», «Левиафана» и «Сталинграда». Помимо работы над российскими картинами, Роднянский активно  и плодотворно трудится в Голливуде. Он является продюсером «Облачного атласа» (реж. Энди и Ланы Вачовски), «Машины Джейн Мэнсфилд» (реж. Билли Боб Торнтон) и других популярных фильмов. С июня 2016 года Александр Роднянский стал членом Американской киноакадемии кинематографических искусств и наук. Даже из такого краткого перечня картин, видно, что продюсер с одинаковым успехом работает над зрелищными высокобюджетными фильмами и над авторскими картинами. Одной из главных тем, затронутых гостями вечера, было как раз успешное соединения блокбастера и авторского кино. Проведя небольшой экскурс в историю кино, от братьев Люмьер (которые вошли в историю, предложив способ именно коллективного просмотра, в отличие от Эдиссона, предложившего способ просмотра кино в одиночестве) и до Джорджа Лукаса (похоронившего Новый Голливуд «Звездными войнами»), Роднянский вывел формулу кино, которое сейчас способно привести зрителя в кинотеатр. Это зрелищный аттракцион с живыми эмоциями и чувствами. Человеческая история в оболочке жанрового кино.


Александр Роднянский


Последнее время много говорят об оккупации экранов кинотеатров многомиллионными франшизами. Никто из крупных студий не готов рисковать, и раз за разом предлагает зрителю знакомых героев и знакомые сюжеты. Но пытаясь вдохнуть свежие силы в давно избитые истории, голливудские боссы приглашают европейских режиссеров авторского кино, чьи фильмы привлекли внимание мировой аудитории. «Голливудские продюсеры очень практичны», - сказал Александр Роднянский и привел в пример случай, когда двух норвежских режиссеров пригласили снимать пятую часть «Пиратов Карибского моря», потому что в картине «Кон-Тики» им удалось очень красиво снять море, истратив совсем небольшой по меркам Голливуда бюджет. К разговору о бюджетах, отвечая на вопрос молодого кинематографиста, продюсер объяснил, что в России единственная возможная схема финансирования - это дотации Министерства культуры и фонда кино. К сожалению, способ распределения этих грантов и дотаций, загадка даже для Александра Роднянского. Наш внутренний рынок слишком мал, для того чтобы отечественные качественные блокбастеры смогли окупиться. Имея всего 4000 экранов по всей стране, мы сильно уступаем крупнейшим кинорынкам США и Китая. К слову, китайский фильм «Русалка» заработал в национальном прокате 500 млрд. долларов. И дело здесь, не в количестве залов и экранов. Во-первых, российский зритель заведомо настроен негативно. Еще не вышедший фильм осуждают по трейлеру: «очередной русский шлак», «очередная русская чернуха». В этом продюсер видит и свою вину тоже, поэтому старается вернуть доверие зрителя новыми качественными картинами. А во-вторых, наш зритель (особенно зрители старше 25 лет) не имеет привычки ходить в кино, в отличие, например, от американских зрителей, посещающих кинотеатры семьями.


Сергей Мизгирев


 Продолжая тему финансирования, Режиссёр Алексей Мизгирёв, снявший такие картины как «Бубен барабан», «Кремень», рассказал, как мало денег выделяется на российское авторское кино. На эти деньги невозможно сделать конкурентноспособную картину, а инвесторов становится всё меньше и меньше, никто не хочет рисковать деньгами. Отечественные картины сняты, фигурально выражаясь, на крови создателей - режиссёра, оператора, артистов и т.д.

Еще Александр Роднянский упомянул о том, что через пару дней начнутся съемки нового фильма Андрея Звягинцева, но, к сожалению, не стал делиться даже названием картины. Зато о новом фильме «Дуэлянт» продюсер говорил с удовольствием. Особенно о том, как кропотливо создавался на экране Петербург 1860 года, как, например, пришлось перекрыть одну из главных улиц города и затопить ее, чтобы достоверно показать городское наводнение.


Съемки "Дуэлянта"


Пришедшим на лекцию показали трейлер и первые 8 минут фильма, а также небольшой ролик о визуальных эффектах в картине. Картинка в фильме манит яркими цветами, сильная и немного жутковатая атмосфера Санкт-Петербурга середины 19-ого века, компьютерная графика, как бы попсово это не звучало, ни в чём не уступает голливудским технологиям. Звёздный актёрский состав – Пётр Фёдоров, Александр Машков, Александр Яценко. Сюжет у картины захватывающий - история дуэлянта по найму, говоря современным языком, киллера. Только в данном случае киллер рискует своей собственной жизнью. Фильм «Дуэлянт» в первую очередь о чести, это неоднократно подчеркивал режиссер и сценарист картины Сергей Мизгирёв. Почему дворяне в 19 веке, образованные, мыслящие люди, знающие по несколько иностранных языков, разбирающиеся одинаково хорошо в политике и сельском хозяйстве, могли поставить все свое благосостояние и жизнь на карту ради защиты такого эфемерного понятия, как честь? Буквально за несколько дней до лекции был закончен окончательный монтаж «Дуэлянта», а мировая премьера состоится 9 сентября на кинофестивале в Торонто, куда, как известно, режиссера не пустили, отказав в канадской визе.

Двухчасовая лекция оказалась настоящим подарком киноманам в День российского кино. Продюсер и режиссер сумели не только увлекательно рассказать о сложившейся ситуации в мировом и русском кино, ответить на все каверзные вопросы (например, почему режиссер не взял на главные роли китайских или французских актеров, и в каком театральном институте лучше учиться, чтобы режиссеры чаще обращали на тебя внимание), а также вызвать неподдельный интерес к своей новой картине. В российский прокат «Дуэлянт» выходит 29 сентября. Следите за информацией о предстоящих лекциях с видными российскими кинематографистами на сайте Московской школы кино, а также за обновлениями на Daily Culture.


Михаил Мосягин



 

Рекомендуем

Марина Неёлова: «Меня везде бросают, я везде несчастная!»
Спектакль «Улыбнись нам, Господи» в Лондоне
Проект SYMPHONY KIDS. Неклассический концерт для классических детей
Федор Петрович Толстой. История о том, «как в одном русском человеке соединилась вся Академия Художеств»
MBFW Russia SS’18: итоги 1 дня
Искусство кижских мастеров
Изобретатель Луи Жан Люмьер
Самая пьянящая комедия: «Белое вино из Баббудойу» на фестивале RIFF-2016
Судьба народа в поэзии Ольги Берггольц
Выставка «Сказки Пушкина»