Роджер Дикинс: скромный мастер операторского искусства
Возможно, вы не знаете кто такой Роджер Дикинс, но, наверняка знакомы с его работами: «Побег из Шоушенка», «Большой Лебовски», «007: Координаты «Скайфолл»» «Бегущий по лезвию 2049»… Все эти фильмы сняты именно Дикинсом, одним из самых востребованных операторов в мире. Перечень его номинаций и наград почти такой же внушительный, как и фильмов. Список премий значительно пополнился благодаря военной драме «1917», которую уже называют одним из главных шедевров Дикинса – а за его долгую карьеру их было немало. Выходец из приморского городка Торки, сначала Дикинс хотел стать художником. Он даже посещал школу искусства и дизайна, но затем увлёкся фотографией. От фотографии будущий оператор перешёл к музыкальным клипам и документальным фильмам, которыми занимался около семи лет. Это были малобюджетные ленты, и Дикинс научился по максимуму творчески использовать возможности камеры и освещения.
Уже первые художественные фильмы, в которых Дикинс работал оператором, оказались знаковыми для своего времени – «1984» и «Сид и Нэнси». А через несколько лет он нашёл своих главных режиссёров, с которыми работал двенадцать раз – братьев Коэнов. Их сотрудничество началось с «Бартона Финка» и, несомненно, привлекло заслуженное внимание других режиссёров к Дикинсу. Дени Вильнёв и Сэм Мендес – ещё одни режиссёры, которые предпочитают работать с Дикинсом и считают его своим кумиром. За операторскую работу в «Бегущем по лезвию 2049» Вильнёва Дикинс наконец-то получил Оскар (это была его 14-я номинация!). Теперь, с «1917» Мендеса, он вновь претендует на статуэтку.
О том, как снят «1917» – как бы одним кадром, – и как долго готовились к съёмкам, рассказывать можно долго. Наверное, помимо Дикинса, на такой в буквальном смысле подвиг способны всего несколько операторов во всём мире. Чего стоит одна сцена артобстрела в Экусте, которая почти полностью освещена лишь пламенем и вспышками снарядов и передаёт зрителю настоящее ощущение ужаса. Здесь помог опыт работы над документальными фильмами, который не только повлиял на манеру съёмки Дикинса, но и на его отношение к работе над проектами: он всегда тщательно готовится к ним, заранее решая, как и где будет снимать. Так что не только его мастерство, но и дотошность, с какой он прорабатывал каждое движение камеры, превратили «1917» в визуальный шедевр.
На протяжении более трёх десятилетий, в семьдесят лет, Дикинс остаётся крайне востребованным оператором. Его помощью пользуются даже аниматоры: он был визуальным консультантом мультфильмов «ВАЛЛ-И», «Ранго», «Как приручить дракона» и «Хранители снов». Кадры, снятые Дикинсом, можно уверенно назвать одними из самых красивых в кинематографе. Отличительные черты его работ – тени и силуэты, стабильная съёмка, необычные ракурсы и зачастую – естественный свет и использование всего одной камеры. Но что действительно отличает работы Дикинса, так это его индивидуальный подход к каждому фильму. Футуристическая насыщенность «Бегущего по лезвию 2049», например, совсем не похожа на кажущуюся простоту «Фарго». Дикинс всегда находит подходящие стиль и атмосферу для фильма, и ему самому это очень нравится: «От «Бегущего по лезвию» к «Щеглу» и к «1917» – это, пожалуй, три самых разных фильма, над которыми я работал. Это очень здорово», – говорит Дикинс.
За этот индивидуальный подход его и любят режиссёры. Кадры Дикинса могут быть невероятно красивы, но он сосредотачивается не на визуальной красоте, а на сюжете конкретного фильма. Красивый кадр, необычное освещение, запоминающийся ракурс – всё это появится лишь в том случае, если это так или иначе поможет сюжету, покажет метафору или передаст внутреннее состояние героя. Если Роджер Дикинс просит выкопать три дерева для того, чтобы усилить впечатление изолированности и страха персонажа, никто не будет спорить: деревья послушно выкопают, а после съёмок вернут на место. Даже выбор камеры обусловлен сюжетом (например, 40-миллиметровые линзы для «1917» Дикинс выбрал потому, что с ними изображение выглядит как фотографии времён Первой мировой). Эффективность вместо эффектности. Ничто не должно отвлекать зрителя от истории. Этакая «операторская скромность».
В жизни, кстати, Дикинс тоже скромен и не любит, когда внимание обращено на его персону. Так, пришлось приостановить съёмки «Щегла», чтобы оператор поехал на церемонию награждения Оскар – иначе он отказывался уезжать. Получив награду, Дикинс вернулся на площадку на следующий день и спокойно продолжил работу. «Награды – это прекрасно, но я просто люблю работать. Награды – это вишенка на торте» – считает он. Актёры тоже любят работать с Дикинсом, более того, некоторые соглашаются сняться в фильме потому, что в съёмках участвует знаменитый оператор. Как и с режиссёрами, Дикинс тщательно прорабатывает процесс съёмок с актёрами, советует им, где встать, куда идти, как двигаться. По его собственному признанию, он любит сотрудничать со всеми на съёмочной площадке. Возможно, в этом тоже кроется секрет его безупречной операторской работы. Сам Дикинс не считает, что у его операторской работы есть какой-то определённый стиль. Можно сказать, что это и так. И всё-таки его работам свойственна уникальная, минималистичная и узнаваемая красота. «Я чувствую, что всё ещё продолжаю учиться» – признался Дикинс в 70 лет. Он продолжает искать новое и снимать разные фильмы, пробовать себя в разных жанрах и рассказывать с помощью камеры разные истории.
Мария Баратели
|
Рекомендуем |