Рустам Хамдамов. Нельзя быть великим и брать за это деньги
Московский Международный кинофестиваль снова напоминает нам о наличии отечественных режиссёров, чьи работы заслуживают не меньшего внимания, чем номинанты на премии «Большой тройки» фестивалей. Не принятый временем и обстоятельствами, всегда, во что бы то ни стало идущий своим путём, мастер визуализации и ассоциативной составляющей киноискусства Рустам Хамдамов, преданно следует своим авторским концепциям, представив в конкурсной программе «Мешок без дна» – вариативную экранизация новеллы Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Более полувека назад, Акира Куросава показал свою интерпретацию этого произведения, назвав её «Расёмон». Хамдамов же, выбрал для названия одну из сказок «1001 и одной ночи».
Рустам Хамдамов окончил режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская Григория Чухрая). Третий курс учёбы завершил фильмом «В горах моё сердце» (срежиссировал, придумал костюмы и декорации, написал сценарий, сыграл роль тапёра), которой и задал стилистику фильмотворчества режиссёра. Фильм получил премию на внутреннем фестивале института, но не прошёл цензуру партийного комитета и не получил шанс быть увиденным широкой аудиторией. В этом ретро-фильме (16 кадров в секунду) Хамдамов представляет всю квинтэссенцию персонального киноязыка, повлияв на творчество Киры Муратовой, Андрея Кончаловского (сотворчество в «Нечаянные радости» и «Щелкунчик и крысиный король»). Музыка в работах режиссёра – это первоисточник («Я сначала нахожу музыку, а потом фильмы»), который можно считать аудиовизуальной коллаборацией зрителя с режиссёром, поскольку мы часто формируем свой плей-лист благодаря фильмам. Следующую работу «Нечаянные радости», руководство Мосфильма свернуло, причиной стали вопросы к сценарию, и режиссёр был вынужден оставить фильм, который разобрали по лоскуткам все желающие.
Картина советско-французского производства «Анна Карамазофф», в которой главные роли сыграли Жанна Моро и Елена Соловей, участвовала в конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1991 г. Появление в фильме звезды «Новой волны» оказалось стечением обстоятельств. Изначально, сценарий писался для русской артистки, но в связи с переломными событиями для страны, и смертельным состоянием российского кинематографа, актрису найти не удалось. Ханна Шигулла предложила режиссёру сыграть роль, но в процессе согласований, подписала контракт с кубинским фильмом и привезла Жанну Моро на главную роль. Фильм получил самые разные отзывы – от резкого неприятия до истинного восхищения. Будучи незаконченным, наткнулся на непростые времена, отсутствие поддержки государства и не вышел в прокат. После скандала вокруг фильма, тогда ещё мэр Парижа Жак Ширак, выделил грант для Хамдамова и предоставил мастерскую для художников, в которой режиссёр жил около 3 лет. Отойдя от режиссуры, Хамдамов проявил универсальную полижанровость в оформлении спектаклей, создании эскизов костюмов для театра и балета. В графике и акварели режиссёра разоблачаются образы из его фильмов – сюрреалистичные в чёрных одеждах и гротескные в цветном. Судьба художественных работ оказалась более удачливой, чем кинопроизведений. Первые доступны зрителям в Государственной Третьяковской галереи, Национальной галереи итальянского города Равенна, а также в частных коллекциях. После возвращения режиссёра в Россию, состоялась персональная выставка в Центральном доме художника, где он снова выразил желание жить в Москве: «На Западе хорошо болеть, стареть, отдыхать. Все спокойно и неизменно, нет действия. Сейчас все здесь происходит. Тут сложнее, но интереснее».
Убеждённый в том, что его новые картины снова заинтересуют только узкий круг, Рустам Хамдамов берётся за чёрно-белую дилогию: «Бриллианты. Воровство» (2010 г.), «Мешок без дна» (2017 г., Специальный приз жюри 39 Московского международного кинофестиваля) – фильм, несомненно долгожданный, который, надеемся, зрители смогут оценить на больших экранах, прервав вереницу неудач такого исключительно талантливого мастера. Прославленный итальянский сценарист, близкий друг режиссёра Тонино Гуэрра называл его гением, замечая при этом: «Россия своих гениев никогда не ценила…».
Лидия Суслова
|
Рекомендуем |