Партнеры Живи добром

Сергей Бодров: «Человеку нужен человек»

 

Мне бы на миг от земли оторваться,

В силы небесные раньше вмешаться

И попросить не теряться на небе

Я отыщу тебя, где бы ты ни был.


Вячеслав Бутусов – Эхолов, «Памяти С. Бодрова»


Буквально на днях был день рождения «символа 90-х», необычайно талантливого и так рано ушедшего Сергея Бодрова-младшего. О нем снято множество документальных фильмов, написаны десятки и даже сотни статей, в том числе и скандальных.

Дело не только в его интересной и довольно короткой биографии, а в том, каким человеком он был. Попав в медийное пространство, в кино-бомонд, став кумиром для миллионов жителей новой России, он не изменял себе. Он не влился в звёздную тусовку, а бунтарство, даже такое, на уровне ощущений, притягивает внимание.

Всегда спокойный, понятный, надежный, предельно искренний. Создавалось впечатление, что Сергей Бодров в принципе ничего никогда не играл. Именно эта особенность сделала из него одного из самых любимых актёров постсоветского пространства.

Сергей Бодров-младший

Сергей Бодров-старший, очевидно, не навязывал сыну актёрскую профессию. Он и взял-то его на съёмки потому что требовался непрофессионал. Более того, когда мальчик впервые попал в прицел отцовской кинокамеры, Бодров старший спрашивал с него вдвое, втрое строже, чем с подконтрольных коллег по цеху. Казалось бы, должен был отбить у отпрыска всякое желание заниматься кино.

Но вдруг выяснилось, что у Бодрова-младшего настоящий талант. Он не играл, он жил на камеру. И эта его киношная жизнь оказалась куда интереснее техники и опыта профессиональных актёров. Отцовские «СЭР/ Свобода-это рай» и «Кавказский пленник» обратили внимание кинокритиков на молодого дебютанта.

Бодров младший был очень энергичным человеком, умел совмещать сразу несколько профессий. Пока шли съемки «Кавказского пленника», он готовился к защите кандидатской диссертации по истории искусств и работал телеведущим программы «Взгляд» на ОРТ.

Его жизнь перед камерой продолжалась на телевидении и особенно ярко проявилась в 2001 году, когда на первом канале прозвучала песня БИ-2 «Остаться в живых» и неискушённым зрителям показали реалити-шоу «Последний герой». Людей невозможно было оторвать от экранов, первый сезон смотрелся на одном дыхании. Зрители переживали, голосовали, болели. 

В таком буйстве эмоций и постоянном напряжении тихий и открытый Сергей Бодров оказался как нельзя кстати. В этом искусственно созданном хаосе «человеку нужен был человек». У него не было столь популярной сегодня агрессивной манеры вести передачу, экзальтации в поведении, скандальности в голосе, вызывающего имиджа и пошлого образа. Был просто Сергей Бодров, приходивший проведать уставших, голодных и издёрганных героев, выполнить свои обязанности – наградить или исключить, уйти, не перетягивая на себя всеобщее внимание.

Сергей Бодров-младший

Главными фильмами в карьере Бодрова-младшего были, конечно, балабановские «Брат» и «Брат-2» — криминальные драмы о сказочном «Иване» из лихих 90-х. В своё время известный кинокритик Роман Оленев изложил прелюбопытную теорию, согласно которой в основу этих фильмов легли фольклорные традиции, и даже расписал детально, кто из персонажей фильма какому сказочному герою соответствует, откуда взят тот или иной мотив.

В 90-е годы новые россияне мало чем отличались от участников «Последнего героя»: почти такое же напряжение, страхи, бич новой России – дефицит. Как не появиться тут герою времени, который расскажет, как жить дальше? Или нет, лучше «придёт и молча поправит всё», как «Человек из Кемерово» из бессмертного хита Б.Б. Гребенщикова.

«Мистика русской идеи» — такие слова произнёс Бодров в одном из последних интервью, когда речь зашла о «Брате» и цитате Александра Невского: «Сила не в оружии, а в правде». Герой того времени должен бороться со злом и несправедливостью, но при этом нести в себе некую общую для всего народа мысль, объединяющий лозунг.

Сам Бодров понимал «Брата» как «состояние первобытности», когда «сидят люди возле пещеры у огня, вокруг первобытный хаос – твердь и небо ещё не устоялись». То есть его Даниле ещё неведомы ни рефлексия, ни муки совести за отобранные им жизни и покалеченных людей. Всё это когда-нибудь придет, но значительно позже. Некоторые до сих пор пытаются сделать из Брата русского героя всех времён, такого мифологичного и универсального «Ивана», но они забывают, что первобытный хаос закончился и, хочется верить, люди оставили свои пещеры.

Сергей Бодров-младший

Есть несколько фильмов с Сергеем, о которых знают мало: это пронзительная драма «Восток-Запад» и его последняя актёрская работа, кстати, под началом Сергея Бодрова-старшего – «Медвежий поцелуй». Нельзя сказать, что за просмотром этих фильмов ты сразу отделываешься от «призрака» Данилы Багрова. Особенно это касается сказочного «Медвежьего поцелуя». Чувствуется посыл, играющий на воспоминаниях о древних мифических сюжетах. И здесь история о медведе, который превращался в человека, даже прозрачнее, чем «грязный реализм» из бандитских 90-х.

Актёрский опыт Сергея Бодрова нельзя назвать очень большим, он много раз говорил, что актёром быть не хочет, что его «существование в кадре» ему не нравится. Но всё же его «актёрское существование» нашло отражение в режиссёрской работе «Сёстры», в сценариях, например, к «Морфию» по рассказам Михаила Булгакова. Все работы разные, разумеется. История, война, любовь, «маленькие и большие миры». Но общее всё-таки есть: поиск гармонии, баланса. Между реальностью и фантазией, помешательством и здоровьем, прошлым и настоящим, злом и добром. Сергей Бодров-младший рассуждал очень глобально, даже в малом находил целую «микровселенную». Тем и покорял, очевидно.



Елизавета Савостьянова

 



 

Рекомендуем

Рассказ Тонино Гуэрра «Подвешенный кофе»
7 лучших британских мини-сериалов 2019 года
Встретились как-то Джон Уик, Малефисента и джедаи: Косплей на Comic Con Russia 2019
Выставка «Другая часть нового мира», как эмоциональное преломление
Родительское испытание ("Стертая личность" реж. Джоэл Эдгертон)
"Мсье Анри" из "Мулен Руж"
Александр Вампилов или история «потерянного поколения»
Леонид Броневой. Голодранец с деревянным чемоданчиком, ставший лучшим артистом
Роман Айн Ренд как библия объективизма
Первый зритель в фокусе. Церемония вручения премии гильдии кинооператоров союза кинематографистов России