Партнеры Живи добром

В тихом омуте… («Прочь», реж. Джордан Пил)


"Прочь"


Крис (Дэниэл Калуя) фотограф. Он и Роуз (Эллисон Уильямс) встречаются месяцев пять, и, по мнению девушки, избраннику пора знакомиться с ее семьей. А знакомство с родственниками второй половинки – момент, нередко преисполненный неловкостями. Случай Криса и Роуз осложняется еще и тем, что афроамериканец Крис переживает из-за того, как его встретят родители (Кэтрин Кинер, Брэдли Уитфорд) белой подружки. Роуз подшучивает над любимым мужчиной и пытается его успокоить рассказами о том, какие у нее либеральные предки, как им нравится Обама и прочее. Но парень переживал не зря: в уединенном загородном поместье Армитажей ему суждено столкнуться с весьма своеобразным преломлением расизма.

Режиссер и сценарист Джордан Пил обрушивается на зрителя шквалом клише и стереотипов. Он не постесняется ляпнуть о физической силе черных устами белых, коим далеко за дцать с большим таким плюсом. Подарит Крису прозорливого весельчака-приятеля (Милтон «Лил Рел» Ховери), твердящего о сексуальном рабстве. Обыграет Пил мотив рабства и по-другому, поместив в доме Армитажей двух «слуг» афроамериканцев (Маркус Хендерсон, Бетти Гэбриел), высокопарно, словно твердя зазубренный текст, восхваляющих родителей Роуз. К слову, мама девушки добилась значительных успехов в гипнозе и вовсю навязывает Крису свою помощь в борьбе с курением. Пил так, с помощью стереотипов, особо не церемонясь, вскрывает и выставляет на всеобщее обозрение вещи, о которых нередко говорится с трудом, заставляет прочувствовать их неловкость и воочию увидеть натянутость, деформирующую контакт между людьми. При этом обличение расизма режиссером «Прочь» не приобретает приторности звучания.

Ближе к концу фильма Пил предъявляет буквальный и достаточно жесткий образ в качестве иллюстрации против навязывания идентичности (прострелянная черепушка и кровь присутствуют), столь мощного, что просто отмахнуться от него, припомнив свои корни, уже вряд ли удастся. И все же сказать, что кино про афроамериканца в лапах обезумевшей белой семейки видит мир через призму непреодолимых полярностей, нельзя. Неспроста Пил дублирует ситуацию, при которой умерла когда-то мать Криса, и заставляет раскаченного парня бегать за Роуз, приговаривая, что она его семья и т.п. «Прочь» смотрится вполне легко, но его легкость допускает в пространстве фильма существование параллелей, не позволяющих делать топорные утверждения, захлебываясь в банальностях.

При этом жанровый гибрид от режиссера-дебютанта не вырождается в саркастическую ухмылку или в самовлюбленное довольство. Не становится фильм также зубодробительно смешным и чертовски пугающим. К заявленным комедии и хоррору прибавляется немножко драмы и лихой фантастический финт, почти роднящий работу Пила с «Вне/себя» (реж. Тарсем Сингх). Финт этот в «Прочь» придерживают как можно дольше, вскрывая карты ближе к концу так, что еще после финальных титров зрителю придется вспоминать увиденное, потому что поток клише и отговорок, коими, повторимся, лента сдобрена сполна, приобретает иное звучание.

"Прочь" стартует в российском прокате с 11 мая.


"Прочь"


Елена Громова



 

Рекомендуем

38-й ММКФ. Конкурс. "Центр моего мира" реж. Якоб М. Эрва
Концерт Тегеранского симфонического оркестра
MBFW Russia SS’18: итоги 2 дня
И в Горе, и в Радости («Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг)
Мариус Петипа - «Эпоха русского балета»
Чего хотят женщины
Иван Козловский. Чародей советской оперы
Марк Рудинштейн – персона нон грата
Между молотом и наковальней. Рождение тульского металла
Игуасу. «Глотка Дьявола» на границе Бразилии и Аргентины