Партнеры Живи добром

В тихом омуте… («Прочь», реж. Джордан Пил)


"Прочь"


Крис (Дэниэл Калуя) фотограф. Он и Роуз (Эллисон Уильямс) встречаются месяцев пять, и, по мнению девушки, избраннику пора знакомиться с ее семьей. А знакомство с родственниками второй половинки – момент, нередко преисполненный неловкостями. Случай Криса и Роуз осложняется еще и тем, что афроамериканец Крис переживает из-за того, как его встретят родители (Кэтрин Кинер, Брэдли Уитфорд) белой подружки. Роуз подшучивает над любимым мужчиной и пытается его успокоить рассказами о том, какие у нее либеральные предки, как им нравится Обама и прочее. Но парень переживал не зря: в уединенном загородном поместье Армитажей ему суждено столкнуться с весьма своеобразным преломлением расизма.

Режиссер и сценарист Джордан Пил обрушивается на зрителя шквалом клише и стереотипов. Он не постесняется ляпнуть о физической силе черных устами белых, коим далеко за дцать с большим таким плюсом. Подарит Крису прозорливого весельчака-приятеля (Милтон «Лил Рел» Ховери), твердящего о сексуальном рабстве. Обыграет Пил мотив рабства и по-другому, поместив в доме Армитажей двух «слуг» афроамериканцев (Маркус Хендерсон, Бетти Гэбриел), высокопарно, словно твердя зазубренный текст, восхваляющих родителей Роуз. К слову, мама девушки добилась значительных успехов в гипнозе и вовсю навязывает Крису свою помощь в борьбе с курением. Пил так, с помощью стереотипов, особо не церемонясь, вскрывает и выставляет на всеобщее обозрение вещи, о которых нередко говорится с трудом, заставляет прочувствовать их неловкость и воочию увидеть натянутость, деформирующую контакт между людьми. При этом обличение расизма режиссером «Прочь» не приобретает приторности звучания.

Ближе к концу фильма Пил предъявляет буквальный и достаточно жесткий образ в качестве иллюстрации против навязывания идентичности (прострелянная черепушка и кровь присутствуют), столь мощного, что просто отмахнуться от него, припомнив свои корни, уже вряд ли удастся. И все же сказать, что кино про афроамериканца в лапах обезумевшей белой семейки видит мир через призму непреодолимых полярностей, нельзя. Неспроста Пил дублирует ситуацию, при которой умерла когда-то мать Криса, и заставляет раскаченного парня бегать за Роуз, приговаривая, что она его семья и т.п. «Прочь» смотрится вполне легко, но его легкость допускает в пространстве фильма существование параллелей, не позволяющих делать топорные утверждения, захлебываясь в банальностях.

При этом жанровый гибрид от режиссера-дебютанта не вырождается в саркастическую ухмылку или в самовлюбленное довольство. Не становится фильм также зубодробительно смешным и чертовски пугающим. К заявленным комедии и хоррору прибавляется немножко драмы и лихой фантастический финт, почти роднящий работу Пила с «Вне/себя» (реж. Тарсем Сингх). Финт этот в «Прочь» придерживают как можно дольше, вскрывая карты ближе к концу так, что еще после финальных титров зрителю придется вспоминать увиденное, потому что поток клише и отговорок, коими, повторимся, лента сдобрена сполна, приобретает иное звучание.

"Прочь" стартует в российском прокате с 11 мая.


"Прочь"


Елена Громова



 

Рекомендуем

«Вне поля зрения»
“Кто построил? Москва”. Цикл заметок об архитектуре
Абэ Кобо «Быть напечатанным в России - большая честь для любого писателя»
Виктор Чудин. «Из белого безмолвия зимы в белую вечность…». Выставка памяти
Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина
Эмир Кустурица. Рожденный под знаком триумфа
Кила на острове Кижи
Двойная жизнь инкассатора («Гнев человеческий», реж. Гай Ричи)
Внеземные существа Тильды Суинтон
Estеe Lauder: лицензия на элитарность