Партнеры Живи добром

XVIII New British Film Festival. "Бесит быть нормальным"


"Бесит быть нормальным"


Одна из приятных находок Бритфеста —  фильм малоизвестного в России Роберта Маллона «Бесит быть нормальным» (“Mad to be normal”) рассказывает историю эксперимента шотландского психотерапевта Рональда Лейнга. Кингсли-холл — это психотерапевтическая община, где доктор и его пациенты жили вместе без всяких больничных палат и лекарств. Методика Лейнга заключалась в том, чтобы «просто дать человеку выговориться, если он захочет». Недаром британский врачеватель душ обрел популярность по всему миру и подвергался жесткой критике со стороны коллег. И все же многие его методики легли в основу современной психотерапии, за исключением, разумеется, применения ЛСД и похищения пациентов из клиники.

Картина оставляет впечатление легкого безумия, которое присуще не только и не столько самим больным. Доктор Лейнг, прекрасно исполненный Дэвидом Теннантом, косноязычен и немного грубоват. Психиатр всегда со своими больными: вместе они обедают, медитируют и посещают светские мероприятия. Теплота, внимание и профессионализм терапевта часто превращают его отношения с пациентами в дружбу, и порой сложно сказать, насколько эта дружба позволяет сохранить психическое здоровье. Лейнг, скажем, способен выть на луну вместе с приятелем психопатом и вполне серьезно относится к своим соседям по жилищу, среди которых есть Иисус, высшая жрица и толкователь Апокалипсиса. При этом собственная семья (даже две) не привлекают столь пристального внимания доктора, поэтому его новая жена страдает, вынужденная бороться за вниманием мужа с психами.

Фильм при внимательном просмотре оказывается очень глубоким, серьезно и внимательно продуманным. Герои его не однозначны, течение не предсказуемо. Сам Лейнг не просто гениальный врач, он человек, у которого были свои причины стать тем, кем он является, это вполне точно передано парой флешбеков и умело подчеркнутыми деталями. Прекрасна Элиизабет Мосс в роли его молодой жены, страдания которой вполне понятны, так что нельзя не сопереживать этой женщине, которой уготовано вечно оставаться в тени мужа. Можно отметить игру Гэбриела Бирна, который, исполняя роль психически больного, внушает трепет, ощутимый даже через экран.

Легкое безумие происходящего в фильме отлично обрамляется своеобразной манерой съемки, когда зритель резко, без обиняков перебрасывается с одного кадра на другой, и это создает впечатление провалов в памяти или состояния измененного сознания, несмотря на то, что канва сюжета остается непрерывной.

Нельзя не сказать об эстетической составляющей фильма: в нем все вкусно — костюмы, интерьеры, виды улиц. Британия 60-х с ее кислотно-психоделическими, восточно-буддистскими и рок-н-ролльными мотивами изображена так хорошо, что хочется окунуться в эту атмосферу с головой. Чего только стоят бесподобные рубашки Лейнга с принтом арабский огурец или бархатные костюмы бордового и изумрудного цветов! Или комнаты в Кинглси-холл, с восточными подушками и пледами, залитые желтым светом ламп, который оттеняет атмосферу замкнутости и отрешенности пространства, где живут сумасшедшие.          

Одним словом, картина снято добротно и сочно, что еще более радует, ведь она рассказывает о важной для науки о психологии персоне: человеке, который сделал очень многое, чтобы изменить наше представление о психически больных, а потом — и о здоровых. Фильм не ставит перед собой дидактических целей — здесь никто не будет учить вас морали и нравственности, однако мысль, которая становится кредо Лейнга — дать человеку возможность говорить, чтобы услышать и понять его, - невольно начинает стучаться в голове. Следовал ли сам доктор этой принципу, если дело не касалось его пациентов, - это большой вопрос, на который можно ответить, только посмотрев картину. Всем кто увлекается психологией и любит красивое кино рекомендовано к просмотру.


"Бесит быть нормальным"


Мария Головина



 

Рекомендуем

Гарриет Бичер-Стоу: литература с запахом либерального дыма
Литературная планета Норы Галь
Денис Фонвизин. Автор высмеивает, читатель смеётся
Зачем нужны музыканты, если есть искусственный интеллект?
Просто гений. Стивен Спилберг
Выставка «Истории достоинства. От Владимира - до Владимира»
Кино. Премьера. "Дедушка легкого поведения"
Звездная болезнь Европы: лучшие рестораны категории «Мишлен»
Лидия Федосеева-Шукшина. Одна жизнь на двоих
Детство. Жизнь вопреки