Юрий Яковлев. Актер больших ролей
Многие коллеги считали Юрия Яковлева актером «фантастического диапазона». Он мог играть в комедиях и драмах, его узнавали на улицах все, от мала до велика, он мог затронуть душу любого своей игрой. Он был душой Вахтанговского театра и всенародным любимцем Мышкиным-Ржевским-Ипполитом. 25 апреля Юрию Васильевичу Яковлеву исполнилось бы 87 лет.
Будущий актер родился в Москве в 1928 году в семье юриста и медсестры. Его предки были представителями купечества — дед Юрия держал несколько лавок на Собороной площади (сейчас — Университетская площадь) в центре Воронежа, и в его обуви ходили почти все жители города. Первые годы войны Яковлев провел в Уфе, куда была эвакуирована вся его семья.
«Когда объявили войну, мы обедали. Воскресный день, по радио прервали концерт, и через паузу, показавшуюся очень долгой, прозвучало: „Фашистская Германия вероломно напала на нашу страну“. Взрослые испугались. Мы, мальчишки, конечно, не сразу поняли всю катастрофу. Самое удивительное, что мы как-то вдруг повзрослели лет на десять»
В Уфе юный Юра работал вместе с матерью в госпитале. В 1943 году семья вернулась в Москву, где юноша пошел работать в гараже посольства США. Сначала он просто заправлял автомобили, затем начал понемногу работать в ремонтной мастерской, а вскоре стал главным автомехаником и получил в свое пользование джип «Виллис», на котором ездил на учебу в вечернюю школу и затем катался по столице с друзьями.
В юности Яковлев совершенно не задумывался о том, чтобы связать свою жизнь с актерским мастерством. Он собирался поступать в МГИМО (тогда еще Университет Международных отношений) и в будущем стать дипломатом. Однако, когда пришло время подавать документы, Юрий внезапно отправился во ВГИК, в который его благополучно не приняли, признав «некиногеничным». В том же 1948 году молодой Яковлев попытал счастье во второй раз и успешно поступил в «Щуку». Но первый же курс он окончил с двойкой по основному предмету — актерскому мастерству. Остался в училище Яковлев только благодаря своему преподавателю Цецилии Львовне Мансуровой, которая углядела что-то в первокурснике, и перевела его на второй курс со словами, что он ей «интересен» и она «будет с ним работать» и дальше. Со следующего года учеба у Яковлева пошла как по маслу и в результате Щукинское училище он окончил с красным дипломом. Актер сам удивлялся:
«Каким образом это получилось, я не знаю. Честное слово»
После окончания учебы Юрий Яковлев попадает в труппу Вахтанговского театра, где он останется уже до конца своей жизни. Многие его коллеги бесконечно сильно любили его и преклонялись перед ним, называли актера «Наш суперстар». На что актер всегда отшучивался «Природа такая». Он был как бы талисманом вахтанговцев. Художественный руководитель театра Римас Тумиас говорил о нем:
«Я очень ценю и даже не столько талант Юрия Васильевича — он безусловен, сколько боль души, нежность. Такие как он — как духи, незримо создающие театральную душу, наш дом, нашу семью. Нежность и величайшее тонкое знание своей профессии [...] Вот эта нежность и боль души и составляют чудо актера Юрия Васильевича Яковлева»
После того, как молодой Яковлев сыграл на сцене королевича в сказке С. Маршака «Горя бояться — счастья не видать», его заметили и кинорежиссеры. Так, первой работой в кино для Яковлева стала роль Чухоткина в музыкальной комедии «На подмостках сцены» в 1956 году. В том же году он снялся еще в двух фильмах в эпизодических ролях: «Первые радости» по роману К. Федина и «Необыкновенное лето». А еще через пару лет, в 1958 году, он появляется на экране в роли князя Мышкина в экранизации романа Ф. Достоевского «Идиот» (была снята только первая серия «Настасья Филипповна», и фильм там и не был закончен). В фильме Ивана Пырьева актер предстает перед зрителями в роли доброго, искреннего и благородного князя, которого не возможно не полюбить. Советский зритель назвал этот фильм стал лучшей картиной 1958 года. Режиссер рассказывал о впечатлении, произведенном на него Яковлевым:
«Внезапно я понял, что в моем представлении он связывается с князем Мышкиным. […] Во всем облике актера ощущалось какое-то природное благородство. Ему была свойственна простота, мягкость. Он обладал задушевным голосом. И весь он был окутан атмосферой какого-то неизъяснимого, но мгновенно привлекающего к себе обаяния»
После «Идиота» к Яковлеву пришла слава.
«Идешь по улице — люди оборачиваются, хихикают и говорят друг другу: «Вон, смотри, идиот пошел»
Но актер часто признавался, что не ощущает себя знаменитым. Он любил своё творчество, любил работать в театре и кино, это приносило ему огромное удовольствие. Юрий Васильевич всегда вкладывал душу в своих героев, часто импровизировал, экспериментировал, привносил что-то новое, свежее в свои образы. После выхода «Идиота» даже поползли слухи, что у актера случился нервный срыв.
«Эта легенда появилась потому, что правда можно с ума сойти, если так вживаться в роль»
А роль поручика Ржевского в «Гусарской балладе» Эльдара Рязанова настолько яркая и веселая, что мысль о том, что этот герой — вымысел, никак не может уложиться в голове. Самыми узнаваемыми образами Яковлева можно назвать инопланетянина Би из фильма Денелии «Кин-дза-дза!», царя Иоанна Грозного и управдома Ивана Бунши в картине «Иван Васильевич меняет профессию» и, конечно же, роль Ипполита в «Иронии судьбы, или С легким паром!». Казалось бы, такой скучный и «серый» Ипполит, ничем непримечательный образ, но как же играет его Яковлев! Зритель сочувствует ему, а потом над ним же и смеется. К слову, самые известные цитаты из этого фильма - «Какая гадость, эта ваша заливная рыба!» и «О, тепленькая пошла» являются импровизациями актера. Кинокритик Юрий Ханютин писал в журнале «Советский экран»:
«Юрий Яковлев — артист, который может играть святых, подлецов, интеллектуалов (он все может!) и снова доказал это ролью Ипполита, сыграв блистательную посредственность, великую заурядность, забавнейшую скучность, яркую серость»
Стоит отметить, что роль Ипполита изначально должна принадлежала Олегу Басилашвили, но тот отказался от нее из-за смерти своего отца. Этот факт послужил появлению киноляпа: когда Лукашин выбрасывает в окно фотографию Ипполита, на ней виден привычный нам герой, сыгранный Яковлевым. А когда Надя подбирает её со снега, там изображён уже Олег Басилашвили. Яковлев попал в проект, когда съемки уже начались, и некоторые эпизоды уже были отсняты, в том числе и эпизод с поднятием фотографии. Переснять же этот эпизод с фотографией уже «яковлевского» Ипполита попросту забыли.
В комедии же Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» перед Яковлевым стояла весьма сложная задача — играть два диаметрально противоположных образа. С одной стороны — управдом Бунша («бытовой кретин с двумя извилинами»), а с другой — грозный царь. И понятно, что в комедии сыграть царя всерьез невозможно, и перевоплощаться надо так, чтобы образы были совершенно непохожи. Как признавался Яковлев, изначально это была достаточно сложная задача. Но он создал какие-то индивидуальные черты своим героям. К примеру, Бунша заговорил скороговоркой и начал шепелявить. А фразы из фильма разлетелись на афоризмы с огромной скоростью. Самой популярной репликой Яковлева считается его веселое «Требую продолжения банкета!».
Но из своих киноработ сам Яковлев больше всего любит роль Стивы Облонского в экранизации Александра Зархи «Анны Карениной». Актер считает образ жизнерадостного, очаровательного, располагающего к себе Стивы «стопроцентным попаданием».
«Каждый из нас понимает, живет ли он в свое время или не в свое. Я-то знаю точно, что попал не в свое. Должен был жить во второй половине XIX века. И я все время играл не тех, кого мне нужно было играть»
Эта роль стала для Юрия Васильевича воплощением русского характера. Актер «был влюблен» в Облонского, «такого живого, полнокровного, такого настоящего».
«Я играю совершенно разные роли. Они просто связаны общим моим отношением к людям. Моим мировоззрением…»
Все это время Юрий Яковлев не перестает играть в театре. На его счету более полсотни ролей, среди которых: Трилецкий в «Пьесе без названия» и Сорин в «Чайке» (А. Чехов), Глумов в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» и Дудукин в постановке «Без вины виноватые» (А. Островский), Панталоне в пьесе «Принцесса Турандот» (К. Гоцци), Казанова в «Трех возрастах Казановы» (по пьесам Цветаевой) и многие, многие другие. В некоторых спектаклях Яковлев должен был петь, и все поражались, какой чудный голос был у актера.
Юрий Яковлев жил театром. Сцена была для него панацеей от всех бед и невзгод, будь то ссоры с родными, болезни или просто плохое настроение.
«И вот остаются полторы-две минуты, и я иду на сцену — и все напрочь улетучивается, все плохое настроение. Я сразу в том настроении, которое мне необходимо для этой роли, для этого спектакля»
Своим главным орудием Яковлев считал интуицию. Он всегда прислушивался к шестому чувству, при работе над любыми образами и с любыми режиссерами. Иногда бывало, что режиссеры хотели одного, а интуиция твердила что-то совершенно иное. Актер тихо соглашался и делал все-равно по-своему. И, как правило, это получалось лучше, чем было задумано.
«Не было случая, чтобы меня обманула моя интуиция, без которой я творчество себе не мыслю»
30 ноября 2013 года Юрий Васильевич Яковлев скончался в московской больнице от сердечного приступа (другая версия — отек легких). Его доставили в больницу в обморочном состоянии и перед смертью он так и не пришел в себя. С любимым актером прощались не только семья Яковлева (а у него трое детей от трех браков и четверо внуков) и труппа Театра им. Евгения Вахтангова, но и вся страна сожалела об утрате этого замечательного и такого настоящего человека. Похоронен Юрий Васильевич Яковлев на Новодевичьем кладбище.
Ирина Гюне
|
Рекомендуем |