Музы и кутюрье: высокая мода как результат сотрудничества
Любой творческий, созидательный процесс предваряет Идея-прообраз, которой, в свою очередь, предшествует особая искра, озарение - внезапно открывшееся новое виденье окружающей действительности или отдельно взятой ее части. Механику этого процесса постичь очень сложно: как зарождается идея, как именно она формируется и приобретает отчетливые очертания? Откуда берется вдохновение, стимулирующее творческую деятельность? Что служит катализатором, помогающим довести идею до ума? На эти вопросы вряд ли смогут ответить даже ученые, изучающие когнитивные и аффективные процессы. Древние греки полагали вдохновение результатом помощи дочерей богов – муз, каждая из которых покровительствовала определенному направлению в искусстве. В наше время понятие объективировалось, им стали обозначать конкретных людей, как правило, женщин. Отвечая представлениям об идеале того или иного художника, одним своим присутствием в его окружении они вдохновляют на творчество.
Создавать одежду для женщин, не будучи очарованным одной из них (или несколькими), наверное, мало кому удавалось. Дизайнеров, имена которых стали олицетворять высокую моду, в разное время вдохновляли как знаменитости — актрисы, певицы, модели, так и менее известные личности. Особенно яркие тандемы, где совместная работа принесла немалую пользу не только дизайнеру, но и его музе, служат эталоном подобного взаимодействия. Одним из примеров таких тандемов является сотрудничество Живанши и Одри Хепберн, переросшее в дружбу длиной в 40 лет и поспособствовавшее успешности обоих. Её имя стало синонимом утонченности и стиля, а марка «Givenchy» —востребованным брендом, до сих пор символизирующим элегантность. Другим примером творческих отношений, ставших крепкой дружбой, служит тандем Ив Сен-Лоран и Катрин Денев. У дизайнера были и другие вдохновительницы, более известные из которых Лулу де ла Фанез и Палома Пикассо, но именно с Денев сложились особенно теплые, доверительные отношения, продолжавшиеся до самой смерти Лорана. Он создал костюмы для многих фильмов с её участием, неизменно подчеркивающих шарм и красоту Катрин.
Сразу две и весьма ярких музы – София Коппола и Кейт Мосс - сопутствуют на творческом пути Марку Джейкобсу, создателю одноименного бренда, в течение 16 лет занимавшего пост художественного руководителя Louis Vuitton. О Софии Джейкобс отзывается как об идеале, олицетворении того, к чему он стремится: таланту, стилю и креативности. Она же прониклась его мастерством и изобретательностью на показе 1992 года, пожелав поскорее познакомиться. Оба общаются по сей день, София активно участвует в рекламе марки, а в 2013 году стала лицом бренда. О встрече Джейкобса с Кейт Мосс известно меньше, но их взаимное уважение и дружба проявляются в многолетнем сотрудничестве: Кейт неизменно представляет новые коллекции на подиуме, участвуя в показах даже во время объявленного ей перерыва в карьере. Нельзя не разделять восхищение Джона Гальяно актрисой Шарлиз Терон. Её сотрудничество с домом Dior, который дизайнер возглавлял до 2011 года, началось со всем известной рекламы духов J’adore. Гальяно считает Терон настоящей дивой, именно такой она и предстает в ролике. Предпочитая всем маркам Dior, для выхода в свет актриса выбирает платья из последних коллекций и никогда не прогадывает. Критики замечают, что она как будто родилась для того, чтобы носить наряды haute couture .
Не стоит забывать, что муза — это скорее клише, под которое часто попадают многие женщины из окружения художников, но далеко не все являются подлинными вдохновительницами. Иногда творческие тандемы создаются в коммерческих целях, во многих других случаях влияние той или иной фигуры преувеличивается, являясь всего лишь интерпретацией внешних наблюдателей и колумнистов модных журналов. Поймать и зафиксировать источники вдохновения не представляется возможным, но можно составить впечатление об идеале того или иного художника, зная тех, с кем его связывают долгие годы совместной работы.
Алина Четаева
|
Рекомендуем |