Партнеры Живи добром

Оскар Нимейер — грани архитерктуры будущего


5 декабря 2012 года, в возрасте 104 лет ушел из жизни всемирно известный бразильский архитектор, как нередко его называли, «последний модернист» — Оскар Нимейер. Его творчество изменило многое в современной архитектуре, став в ней целой эпохой. Будущий легендарный архитектор, национальная гордость Бразилии, родился в далеком 1907 году в тогдашней столице — Рио-де-Жанейро, в богатой и влиятельной семье. Беззаботное детство и богемная юность не сделали из Оскара Нимейера очередного бесполезного представителя «золотой молодежи»: по собственным словам мастера, он всегда знал, чем хотел заниматься. 


Оскар Нимейер


Успешно закончив факультет архитектуры Национальной школы изящных искусств в 1934 году, он сразу же был принят в проектную мастерскую ведущего архитектора страны и своего бывшего профессора — Лусиу Косты. Лусиу Коста собрал вокруг себя не боящихся экспериментировать и рисковать молодых зодчих, надеясь с помощью новых, смелых и амбициозных идей перевернуть представление об архитектуре Латинской Америки, как о чем-то вторичном, копирующем западные образцы. И хотя по началу труд архитекторов не оплачивался, энтузиазма изменить окружающую городскую среду это не уменьшало. Тем более, что идеи Лусиу Косты нашли поддержку в руководстве страны и мастерской был поручен ответственный проект нового здания Министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. Именно во время работы над этим проектом состоялось знакомство, оказавшее огромное влияние на всю последующую жизнь Нимейера. Великий французский архитектор-модернист, отец архитектурного функционализма Ле Корбюзье был приглашен в мастерскую Лусиу Косты в качестве консультанта.


Оскар Нимейер


Незаурядный талант, свобода в выборе материала, умение найти оригинальное конструктивное решение, свойственные Оскару Нимейеру уже в то время, обратили на себя внимание мэтра и молодой архитектор получил возможность возглавить проект. Работа с Ле Корбюзье стала для Нимейера бесценной школой освоения новых приемов зодчества, как никто другой он сумел воплотить в жизнь идею свободных форм в архитектуре. Законченный проект здания Министерства принес Оскару Нимейеру первое признание и открыл ему двери в мировую архитектуру. Уже следующий проект, над которым Нимейер работает с Лусиу Костой имеет статус международного — это здание павильона Бразилии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. И вновь успех. А за ним — новый большой проект комплекса общественных зданий в  Пампулье — районе третьего по величине города тогдашней Бразилии —  Белу-Оризонти. Не смотря на поддержку главы города (будущего президента страны), Жуселину Кубичека, проект, над которым Оскар Нимейер трудился в 1940-1943 гг., вызвал много споров и критики. Слишком уж неожиданными и смелыми, обгоняющими свое время, были архитектурные решения, предлагавшиеся Нимейером. Чего стоит только здание церкви Святого Франциска Ассизского, которое сравнивали то с авиационным ангаром, то со спортивным залом, а с некоторых ракурсов и вовсе с серпом и молотом.


Католические власти наотрез отказались освещать странный храм, лишь спустя 16 лет было признано, что по назначению использовать здание все же можно. 


Оскар Нимейер


Затем были еще многие и многие здания во всех уголках Земли, необычные и фантастические, похожие на космические корабли будущего и на удивительные создания природы, был проект всей жизни — архитектурное чудо ХХ века и прижизненный памятник мастеру — новая столица страны — город Бразилиа, выросший, как по волшебству, на месте непроходимых тропических лесов. Была жизнь, охватившая целый век, отданная служению искусству. 



Светлана Верховская



 

Рекомендуем

Выставка «Другая часть нового мира», как эмоциональное преломление
Франция Алена-Рене Лесажа
Агния Барто. В ней жила душа ребенка
Кино. Премьера. «Снупи и мелочь пузатая в кино»
Такой простой и сложный Армен Джигарханян
Тони Скотт: непостоянство успеха
Выставка «Истории достоинства. От Владимира - до Владимира»
Искусство кижских мастеров
Уязвимый лед («Акварель» реж. Виктор Косаковский
Ярослав Голованов: научная журналистика как средство борьбы за светлое будущее